04.09.2015.
Из столичного города Рыбинска прямиком попадаем в село Ферапонтово, чтобы посетить Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь и музей фресок Дионисия.
Понятно, что дорога к объекту из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО не может не проходить через деревянный ушатанный мост.
Монастырь расположен на возвышении.
Я спускаюсь к Бородаевскому озеру. Таня любит поснимать, как я бегаю кругами.
Вход на территорию монастыря через Святые врата с надвратными церквями Богоявления и преподобного Ферапонта.
Во дворе взору открывается почти монохромная картина: если бы не зеленая трава, то все было бы бело-серым: штукатурка, выцветшие деревянные двери и пасмурное небо.
Слева направо: церковь Благовещения с трапезной палатой, колокольня, собор Рождества Богородицы, церковь преподобного Мартиниана.
Но стоит зайти внутрь, как внезапно включается цвет.
Чтобы понять, что случилось, почитаем табличку.
Ощущение прямо как в далеком детстве, когда мне подарили чехословацкий набор из 24 фломастеров. У всех в классе были советские наборы из четырех цветов (красный, синий,зеленый и черный) или из шести (плюс желтый и коричневый). А у меня 24!
Даже разложить мои фломастеры в нужном порядке в пластиковый конверт было настоящим удовольствием.
А с каким удовольствием я порасставлял бы чашечки с пигментами, если бы художнику Соколову потребовалась моя помощь! Но меня не пригласили.
В смешанных чувствах подхожу к западной стене и порталу, ведущему внутрь собора.
По низу стены проложен пояс декоративных керамических плиток с растительным орнаментом и изображениями бегущих друг за другом диковинных животных.
Захожу внутрь и вижу ярчайшие (фото не передает) цвета 500-летних никогда не поновлявшихся росписей Дионисия.
600 квадратных метров стенописи и 300 сюжетов производят сильное впечатление. Чтобы разобраться в сюжетах, покупаю «Путеводитель по композициям стенописи Дионисия» – уникальное цветное иллюстрированное издание, на 150 страницах которого каждый сюжет описан и растолкован.
Уже дома узнаю, что аналогично путеводителю построен и сайт Музея фресок Дионисия. Посмотрите, например, как на сайте описаны западная стена с порталом, которые я только что показывал на фотографии. А что сказано про технику росписи. Ордена надо дать создателям сайта.
Считаю, что по уму, из культуроведческих соображений, следовало бы изучить либо путеводитель, либо сайт, чтобы наконец научиться различать и самостоятельно читать библейские сюжеты, прежде чем продолжать теряющее без этого смысл посещение храмов.
Кроме фресок Дионисия Ферапонтово примечательно дощатой монастырской мебелью.
Скамья с табличкой «Экспонат. Не садиться».
Стол с крашеным подстольем и точеными ножками. Скамья.
Книжный шкаф, расписанный в свободно-кистевой манере, как наш знаменитый удорский сундук. Я присмотрелся, не трафаретный ли рисунок. Но нет, видно, что детали всех завитков отличаются.
А на улице – после расписного шкафа, многоцветных фресок, выкрасок, чашечек с пигментами и воспоминаний о чехословацких фломастерах – появляются цветы, а с ними и краски.
И напоследок немного моих любимых фактур.
Окна.
Окна и двери.
Двери.
И ограды.
В общем, в Ферапонтово я нашел полный набор: цвет, детские воспоминания, продвинутый сайт, фрески Дионисия, мебель, любимые фактуры и ушатанный деревянный мост.
Нам пора в Горицы на теплоход. Надо еще успеть в Горицкий монастырь.