С кем из жителей Вологодчины ни встречусь - они удивляются: "что ты нам все про Сямжу рассказываешь, место это в наших краях самое глухое и заброшенное". Это они ошибаются, конечно. Но утверждать, что в Сямже вообще ничего не происходит, не может никто даже из таких вот скептиков.
Например, весьма поучительна история про секту трезвенников, приключившаяся в тех местах.
Понятно, что многие мужики в Сямже не просто выпивают, а пьют по-черному. И вот однажды приходит такой мужик домой трезвый и говорит жене - "все, больше не пью". Та и в слезы от радости. Устраивается этот мужик на работу, начинает дом преображаться, появляется достаток, покупается пусть и подержаная, но машина. И вроде все хорошо. Но жена его по ночам плачет и подружкам говорит странные вещи: "подменили его. ничего человеческого в нем не осталось. Лучше бы уж пил".
Старики утверждают, что эта секта появилась после того, как местный мужичонка Петр привез из Вырицы ксерокопированные странички, а на них "житие Иоанна Чурикова". Вырица - особое для православных место, там подвизался святой Серафим Вырицкий. Но в данном случае про православие говорить не приходится. Сектанты-трезвенники не признают причастие под тем предлогом, что в нем используется вино. Впрочем, с тем, что на самом деле из себя представляет это странное сообщество, еще предстоит выяснить. Хотя местная баба Маруся считает. что все предельно ясно: " а не пьют они. потому что их хозяин получил уже и тела и души. Так зачем ему губить свое добро?"
Говорят, что секта эта сейчас идет на убыль. Но я все равно по весне поеду в Сямжу. И по своим делам, и в этой истории разобраться. Интересно же.