Ровно километр разделяет два памятника в Вологде. Оба относятся к периоду правления "самого эффективного менеджера". Оба из них поставлены в память о событиях отечественной истории, стоивших многих и многих человеческих жизней.
Один - памятник героям,
другой - жертвам.
Логично и правильно, что первый памятник всегда в центре внимания в каждый значимый праздник и официальный, и личный свадебный. В сравнении с ним, скромным невниманием стоит треснутый камень жертвам репрессий. Да, быть сопричастным к героическому прошлому воодушевляет, а вот чувствовать солидарность с жертвами значит быть слабым, бессильным. К тому же политические репрессии - это не прошлая, пережитая история России. История политических убийств до сих пор пишется, собирая свои новые жертвы.
Но так ли безвольны были эти жертвы? Каково это остаться один на один с чудовищным бессмысленным обвинением тоталитарного государства? Быть оболганным: шпионом, врагом народа, пятой колонной? Сколько из тех оболганных не согласились с ложью даже под пытками? Сколько тех, над кем дамокловым мечом висела чекистская система «черных воронков» имели смелость говорить правду? Эту историю еще изучать, публиковать архивы, нести и нести общественности.
Неслучайно в российском гражданском обществе родился проект "Бессмертный барак" - личная история о репрессированных родственниках, как логичное продолжение " Бессмертного полка" - истории о родственниках, прошедших войну. Есть в каждом герое что-то жертвенное. Быть жертвой обстоятельств, но изменить своей сущности и убеждениям, со времен Сократа - свойство подлинного героя.
Каким наветом были именно героями мы можем судить по знаковым именам истории политических убийств современной России... Владислав Листьев, Анна Поликовская, Галина Старовойтова, Сергей Магнитский – да они стали жертвами политических убийств за свою профессиональную деятельность и личную позицию. Но были ли они безвольными жертвами? Нет! Это были люди в силу характера и внутренней морали имели смелость говорить и доказывать правду, вскрывая преступления и язвы современной России. Да, тот, кто говорит, о проблемах – сам является проблемой. Ах, эта наша вечная инфантильная нелюбовь к критическому обоснованному взрослому мнению.
Знаковой политической силовой операцией последнего года стало убийство Бориса Немцова. 27 февраля прямо под стенами Кремля, в день, когда Президент России подписал указ о новом профессиональном празднике – Дне Сил специальных операций. За этот год никакого вменяемого расследования не случилось. Но, тот посыл, который демонстрируют защитники стихийного мемориала «Немцов мост» достоин героического определения.
Во многих городах после убийства марш "Весна" 1 марта 2015 года превратился в марш памяти Бориса Немцова. Таким был марш в Вологде. Люди пришли почтить память героя и сказать "нет!" политическим убийствам, но АдГорода с цинизмом устроила частушечный праздник в месте проведения марша. Тогда перенос места акции окончилось штрафом для его организатора.
В этом году объявленна всероссийская акция памяти "Марш памяти Бориса Немцова". Вологда вновь столкнулась с унизительным решением местной власти. Региональному отделению партии "Парнас" отказано в согласовании акции в центре города и предложена даже не пл. Чайковского, а окраина города сквер на ул. Московской. Сейчас вологодский Парнас решает, в каком формате провести акцию, я солидарна во мнении, что соглашаться на условия АдГорода - это унизить себя.
Лично мне формат вечера памяти ближе, но выразить свою позицию, выйдя на публичную акцию, кажется не менее важно. Поэтому я предлагаю использовать возможность почтить память не только Бориса Немцова, но и всех жертв политических репрессий России. Почтить, чтобы не допускать этого впредь.
Акция согласована, только АдГорода время перепутало. Я заявляла с 14 часов до 15 часов, они написали с 12 до 15. Будем это считать технической ошибкой.
Будет хорошо, если вы придете с цветами 27 февраля, в 14 часов у памятника жертвам политических репрессий в сквере между домами 56 и 60 по ул. Предтеченской.