Как раз сейчас делаю предисловие к будущей книге «История города Вологды. Белые ризы» и в это же время «Ворота Севера» через своего защитника вылезли с очередной похвальбушкой, что они осчастливили вологодских школьников и «... вместе с Админстрацией города Вологды организовали и финансировали учебную программу Истоки. Вологодские школьники, которые учились в те годы, полагаю помнят Истоки. Ворота Севера доставляли учебники...» http://newsvo.ru/blogovo/98101
Право, есть чем гордиться...
Я бережно храню пачку этих учебников, и время от времени открываю их, ощетинившихся цветными стикерами закладок, и наслаждением перечитываю особо ценные исторические сведения, которые вбивали в голову несчастных школьников.
Оказывается, щиты делались из булата (Истоки 4. кл. стр. 21)
Простительно, когда Пушкин для рифмы так написал:
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах.
Но в учебнике писать о том, что щиты делали из дорогущей и тяжеленной оружейной стали - непростительно.
Простейший щит – из ольховых легких досок, покрытый кожей с плеча быка надежно останавливал и топор, и тяжелое копье. А тратить специальную сталь, которая отлично держит заточку на изготовление щита вряд ли кто-то стал бы. Да, в Оружейной палате можно увидеть булатный шлем, но – принадлежавший царю, то есть это такие же понты, как и нынешние мобильники в золотых и платиновых корпусах.
Но, на следующей, 22 странице написано, что клинок меча делали из булата, стали и железа. Что булат и является сортом стали для школяров остается тайной.
Стр. 80 - указывается, что для изготовления иконных досок использовали - сосну. Да, бывало, что и сосну использовали, но еще на иконные доски шли липа, ольха, берёза (ограниченно), тополь дрожащелистный (осина), ель, пихта, сибирский кедр, лиственница, дуб, клён, ореховое дерево, а так же экзотический кипарис. В Грузии лично видел икону шириной 80 сантиметров из ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ. Так что утверждение, что использовали только сосну – введение в заблуждение.
Далее – на стр. 81 легковерный четверокласник попадает в древнюю кузницу. Автор утверждает, что: «... в кузнице стоял выложенный из кирпича горн – кузнечная печь. К горну пристроены кожаные мехи. Струи воздуха из мехов направлялись на горящие в горне угли. Там нарастал НЕСТЕРПИМЫЙ жар.
?
Что сие значит? Рукой, что ли, пробовали? Или локтем, к мамочки проверяют температуру воды в детской ванночке?
А дальше: « В этом жару докрасна раскалялась железная заготовка». Оказывается, если верить автору, глупые кузнецы доводили заготовку в горне до красного цвета, а потом лупили по ней молотом. А я-то, сущеглупый, когда осваивал основы кузнечного ремесла, доводил заготовку до лимонно-желтого, почти белого цвета, а красный цвет был сигналом, что заготовку пора снимать с наковальни, металл остыл.
Не верите мне, освоившему только простейшие приемы ковки?
Цитирую "Основы кузнечного дела": "Заготовку вынимают из горна и начинают ковать при температуре 1300° (здесь и далее температура указывается по шкале Цельсия), то есть на пороге белого каления. Прекращают ее ковать, когда температура упадет до 800° . За пределами этого температурного интервала сталь значительно менее пластична, сопротивляется деформации и может разрушиться".
Ну, и про сам горн.
Охотно верю, что автор мог видеть современные горны, сложенные из обожженного кирпича, облицованные огнеупорным кирпичом, но... И печи-то кирпичные у нас появились относительно недавно, а до того знаменитая русская печь была глинобитной - слоями набивались камни-голыши и глина. А горн делали так: вначале ставили деревянный сруб высотой по пояс и плотно набивали его горелой землей, песком, битым мелким камнем или глиной. В середине сруба делали углубление (горнило) и сбоку подводили к нему толстую чугунную или медную трубу (фурму). Другой конец фурмы соединяли с мехами. Воздух из мехов подавался через фурму в горнило к горящим в нем углям.
И походный горн делали из дерева, и набивали землей и глиной той местности, где находились в тот момент.
Истоки за 3-й класс, стр. 54.
В виртуальной реальности автора девочки в 10-12 лет умели замесить хлеб. В реальной же реальности девочек в семье не допускали к квашне и близко, и учила невестку ставить хлеб уже свекровь, готовясь передать свою функцию ЛЕДИ. Да, и в Англии обстояло точно также, и уважаемую даму называли леди, то есть та, которая ставит квашню и выпекает хлеб.
А вот откровения автора о купцах и торговых путях: «Пути-дороги в России огромные, приходится преодолевать и речные переправы, и топи болотистые, и дороги размытые». Опять и купцы то наши у автора получаются какие-то несуразные - ломились ПОПЕРЕК уже существующих торговых путей, преодолевая речные переправы.
Блин, ну назовите мне ХОТЬ ОДИН настоящий русский город, который находится не на реке или на берегу проходного озера. Когда говорят, что на Руси не было дорог, то это от незнания. Дороги у нас всегда были, на них и ставили города. Река - вот тебе дорога и зимой, и летом. На веслах, под парусом - река свезет тонны груза. А зимой, как встанет санный путь, по ровному льду реки. Для того селились на реке, чтобы не на горбу таскать тяжести, не лошадей гробить на худой лесной дороге.
Главное – настоящий русский город – непременно на реке. Так и повелось – на реке побольше - город, а село и деревня возле маленькой речки прятались в чаще леса. Потому и удивлялись иноземцы, не отклонявшиеся от маршрута странствования по реке: Ну, что за страна! Плывешь, плывешь по реке, и видишь только города.
А преодолевали в то время не речные переправы, а разрывы между водными путями – волоки.
Напомню, что предыдущую книгу, «История города Вологды. Черное зеркало» я начал так: Учебники истории пишут дебилы, а преподают по ним кретины. И сегодня, спустя 8 лет, я готов подписаться под этими словами. А еще добавлю - и учебникам истории не следует доверять слепо, а уж жлобам из «Ворот Севера» - тем более, какие бы замысловатые подписи они не ставили на документах в заверение своих обещалок.
Я так полагаю, что одну подпись, кровью, он уже дал, так что всем последующим верить я не вижу оснований.