Должен сказать, что моя летняя поездка была посвящена "сбыче мечт". Я ехал в те места, где давно хотел побывать, но все никак не мог выбраться. Одним из этих мест был Екатеринбург с его конструктивизмом, другим - Ферапонтов монастырь. Поэтому, приехав рано утром в Вологду, мы бросили вещи на квартиру и сразу направились на автовокзал, и после нескольких часов путешествия на раздолбанной маршрутки, мы приехали в Ферапонтово.
И вскоре, после небольшой пешей прогулки перед нами показался Ферапонтов монастырь.
Монастырь этот был основан в 1397 году святым Ферапонтом Белозерским. Своего расцвета он достиг в XVI-м столетии, но в следующем столетии у монастыря начались проблемы. В 1614 году он был сожжен поляками, и хотя к середине XVII столетия монастырь оправился от разорения и вновь начал каменное строительство, во второй половине XVII столетия вновь начинается упадок. В итоге, в 1798 году монастырь был упразднен. Его возобновили как женский в 1904 году, но в 1924 году его окончательно закрыли. В наши дни действующими являютсянадвратные церкви монастыря.
Итак, заходим в монастырь через святые ворота, построенные в 1649 году.
Над ними располагаются две надвратных церкви - Богоявления Господня и Ферапонта.
Основные сооружения монастыря объединены в единый конгломерат:
Заходим в церковь Святого Мартиниана (1640-1641 годы), где находится сейчас музейная касса. Здесь сохранились остатки фресок:
И довольно любопытный иконостас:
Купив билеты, направляемся к главной цели путешествия - в собор Рождества Пресвятой Богородицы, стены которого украшают фрески работы Дионисия, последнего из трех великих мастеров русской иконописи (два других - Феофан Грек и Андрей Рублев). К сожалению, мои фотографии не способны передать всю красоту этих фресок.
Насколько я слышал, некоторые ПГМ-нутые церковники настаивают на том, чтобы начать проводить службы в соборе Рождества Богородицы (том самом, где уникальные фрески Дионисия). Насколько я знаю, музейщики пока что более-менее успешно отбивают этот натиск, но учитывая нынешнюю ситуацию никто не может гарантировать, что в один далеко не прекрасный день эти богослужения начнутся и что будет с фресками Дионисия - один бог знает. Так что всячески рекомендую ехать и смотреть, пока они еще в целости и сохранности.
Выходим из храма на паперть.
Стены храма сохранили декор, который когда-то был снаружи, а после пристройки паперти оказался внутри:
Еще фрагменты росписи:
Осмотрев небольшой музей (о нем я расскажу в следующей части рассказа), мы выходим на улицу и обходим постройки монастыря вокруг.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1530-1531):
А вот и собор Рождества Богородицы, сильно обстроенный с трех сторон:
Декор его стен очень интересен:
Церковь святого Мартиниана (интерьер ее мы уже видели) справа:
Интересный боковой фасад у церкви Мартиниана:
Колокольня:
Монастырская стена (XIX века):