Переселенцы Рыбинского моря

[Блогово]

Размышления потомка коренных жителей междуречья Шексны и Мологи.

Деревня Воротишино, Самосорской волости, Череповецкого уезда (района). Перед затоплением Рыбинским водохранилищем территории Междуречья Шексны и Мологи жители Воротишино переселились всей деревней в Тутаев. Автор этих строк по возрасту не мог быть свидетелем переселения, но он видел, как родители, деды хранили обычаи своей родной деревни, которая была оставлена ими не по своей воле. Автор написал целый очерк по заголовком  "ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ РОДНОЙ БУДЕТ ВСЕГДА СО МНОЙ" (Деревенский исход: прошлое, настоящее и …?) Он замечает, что в свой очерк взял воспоминания, записанные его дедом и отцом.
(Здесь печатаем только небольшой отрывок)

"Воротишинские  дома в Фоминском отличались от домов в старых, соседних деревнях Тутаевского района. Дома воротишинцев были строгой северной архитектуры, под двускатной крышей.ближе к новгородской и вепсско-карельской традиции деревенского  домостроения. Светёлок, характерных для ярославских изб, не было. При входе в избу три широкие ступени, переходящие в широкую площадку-крыльцо. В избе деда и бабушки сени были высокие, но входная дверь в них с улицы и дверь из них в дом были низкими, поэтому при входе приходилось кланяться, особенно тем, кто высокого роста. Поэтому притолокам регулярно приходилось бить поклоны. Зазевавшиеся бились о притолоки лбом.

Вдоль фасадной стены, между окнами, размещался большой крепкий стол. Печь стояла посредине избы, напротив входной двери из сеней, устье печи было обращено на стену главного фасада. В доме висели иконы Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца. Говорили, что икона Божией Матери передавалась по наследству по женской линии, ей благословляли родители свою дочь перед замужеством.

Иконы были вывезены из Воротишино при переселении. Приходские же церкви на родине в волостном селе Логиново, к приходу которого относилось и Воротишино, были закрыты ещё до 1929 года… Бабушка в Бога верила, но в церковь старалась не ходить. Не особо доверяла священникам.

Может здесь сыграла свою роль склонность к старому обряду, а может общение со священниками-обновленцами, которые уже появилисьперед уездом из Воротишино в остававшихся церквях соседних с Самосорской волостей. Но разговоры  с подругами своими на религиозные темы вели, бывали даже споры. Однажды, летом, посидев со своими подругами на лавочке, бабушка пришла домой с большими удивлёнными глазами. Говорит мне: «Мне Лебедева бабушка (подруга её через один дом) сказала, что Иисус Христос не из наших будет… А ты не знаешь про это?». Я ей что-то говорил, а что уже не помню. 

На улице за рекой Ковать, с территории очистных сооружений Ярославского моторного завода, из динамиков раздавалось «Венсеремос!». В Чили произошёл государственный переворот, к власти пришёл Аугусто Пиночет, правительство Сальвадора Альенде было свергнуто… А наши бабушки продолжали жить той, воротишинской жизнью…Уходя куда-нибудь из дома бабушка, её сёстры и все родственники никогда не запирали входную дверь в избу. Приставляла бабушка к наружной стороне двери палочку, или обломанную веточку, или вставляла их в дверное кольцо. Все знали, что хозяина дома нет. Дома воротишинцев были тёплыми не только от морозов, но и для души. На всю жизнь останется с нами

 ТЕПЛО ДЕРЕВЕНСКОЙ ИЗБЫ.
Дедом срублена «в угол», ещё до войны –
Та изба, из янтарной сосны,
Крепко сруб конопатил он мхом,
Чтоб тепло и уют были в нём…
И нечётное брёвен число,
Долго в доме держали тепло…
<.........>

Наверно, без чувства малой родины, без любви к ней,  невозможно создать ничего великого, так как всё великое начинается с малого…  Поэтому так важно беречь то, что выделяет её, сохранять родной уголок большой страны с его особенным говором, культурой, жизненным укладом, не похожим на другие. Здесь важно ответить на вопрос «Кто мы и откуда мы?». Только через любовь к малому, можно полюбить большое.

Чтобы понимать процессы, происходящие сегодня, просчитывать возможные варианты будущего, необходимо знать своё прошлое. История -  непрерывная цепь событий, где будущее зависит от прошлого и настоящего…"