Экскурсии по Вологде провожу с 1979 года, поэтому с интересом слежу за динамикой посещения нашего города туристами. Но когда говорится, что город в новогодние дни посетило больше двухсот тысяч, а в 2015 году - семьсот тысяч туристов и не говорится о методике подсчета, веры этим цифрам нет.
Если мы говорим о реальных гостях города, то в 1980-х годах их в Вологде было заметно больше, чем сейчас. Постоянный поток обеспечивали Москва и Ленинград: за профсоюзные деньги люди путешествовали охотно. Три- пять экскурсионных автобусов, стоящих на Кремлевской площади в выходные дни – типичная картина летней Вологды в то время. В мае Вологодское бюро путешествий и экскурсий принимало еще всесоюзный маршрут: после знакомства с городом туристы на теплоходах плыли до Великого Устюга и Сольвычегодска.
Где все это?
Зимой мы принимали жителей близлежащих районов, в программу было включено и посещение дневного спектакля в Драмтеатре: власти заботились о повышении культурного уровня трудящихся, а театр план выполнял. Работы было много, но при этом считалось, что туристов в город прибывает тысяч сорок-пятьдесят. Сейчас такую нагрузку ощущаю только в новогодние каникулы: в январе этого года приходилось даже отказывать людям, так как практически все дни были расписаны заранее.
Итак, если речь идет о туристах реальных, то их годовой объем завышается статистикой раз в пятнадцать. Если же статистика учитывает суммарное число постояльцев гостиниц и посетителей музеев – так и надо говорить. Хотя и при таком подсчете «наскрести» семьсот тысяч туристов в год проблематично.
Многое из хорошо забытого старого можно и нужно возродить: и теплоходные маршруты и внутриобластной туризм. Только при этом нужно помнить, что культурно-познавательный туризм строится на показе не китчевых арт-объектов, которые мы с завидной активностью плодим, а на показе подлинных объектов культурного наследия, на гибель которых мы взираем равнодушно.
Но это уже другая тема.