Суть произошедшего такова. 2 января на трассе "Оренбург-Орск" наблюдалось достаточно оживленное движение. Прогнозы погоды указывали на достаточно сильный мороз (до минус 17), но даже не предвещали метели. Трасса перекрыта не была. Поэтому люди отправлялись в дорогу с чистой совестью, не зная, что их ждет впереди.
Вечером погода резко ухудшилась. Машины, в которых находились, по информации из различных средств массовой информации, от 80 до 150 человек, оказались заперты на трассе. Часть попавших в западню все же смогла добраться до кафе в Краснощеково, фактически превратившееся в пункт обогрева (его персонал пробыл на ногах, помогая спасшимся, около трех суток). Остальные люди были слишком далеко и выбраться из снежного плена не могли.
Люди сразу начали звонить в службу спасения, где их заверили, что они скоро получат помощь, предлагали немного подождать. Информация о том, что помощь выслана, появилась даже в СМИ: заставших в снегу этой новостью стали ободрять родственники по телефону. Но в действительности все оказалось совсем не так радужно. Хотя от места плена до Орска было всего около 50 километров, в реальности помощи ждать пришлось 15-16 часов! Более того, она оказалась не столь масштабна, как описывали СМИ.
Один из водителей сообщил, что через 15 часов на место происшествия прибыли четверо сотрудников МВД и один сотрудник МЧС в сопровождении вахтовки и трактора. Это подтверждают и другие пострадавшие. Люди, находившиеся в кафе, описывают приход помощи на трассу так:
"Утром видели, что прошел Кировец, две газели МЧС, большая бытовка МЧС в сторону Кидрясово, две пожарки, три скорые стояли там, где перекрыта трасса".
Согласно же официальной информации, для спасения застрявших в снежном плену людей было задействовано... 157 человек и 55 единиц техники МЧС! И кому тут верить?
Чтобы выжить, когда стало заканчиваться горючее, люди жгли документы, деньги, обивку салонов. Те, у кого еще был бензин или горючие материалы, забирали к себе тех, у кого уже ничего не осталось. Когда нужно было передвигаться, старались делать это вместе, взявшись за руки. Погибший мужчина шел последним в "связке", споткнулся, оторвался от других, и его не смогли найти в метели - он пошел не в ту сторону...
Прорвавшимся на место происшествия силовикам люди искренне благодарны - полицейские и мчсники спасли им жизни, фактически рискуя своими. Например, полицейский Данил Максудов отдал замерзающим людям свои вещи, а сам получил тяжелые обморожения.
Как я уже писал выше, вся эта чудовищная ситуация продемонстрировала лучшие качества людей: и пострадавших, и спасателей, и работников находившегося неподалеку кафе. Человечность, мужество, самопожертвование, широта души... Все это прекрасно. Но все это - уровень отдельно взятых людей! А где же государство?
Кто-то может объяснить, почему помощь к людям, находящимся всего в 50 километрах от большого города и всего в нескольких километрах от населенных пунктов поменьше, шла 15 часов?!
Вот что заявил прессе заместитель начальника 37-й пожарной части Алексей Зирюкин:
"Отказали все системы, какие только могли... Я понимал, что только когда закончится эта метель и ветер, тогда только смогут нам оказать квалифицированную помощь. До этого момента не представлялось возможным все это расчистить и эвакуировать людей... Спецтехника работать не могла – за ней были снежные заносы, и, соответственно, колонна машин: более 15 легковых и еще грузовые. Машины стояли хаотично в четыре ряда по все ширине трассы и не давали работать тракторам".
Это вообще как? Как такое вообще может быть?
В снежном плену были маленькие дети (один ребенок - всего нескольких дней от роду), беременные, пожилые женщины, у одной из которых прямо там случился инсульт... А их в итоге спасает один трактор и несколько полицейских, практически ложащихся грудью на амбразуру?!
А как же огромный аппарат МЧС, о покупке новейшей техники для которого регулярно рапортуют СМИ? Как же другие силовики, которые в подобных ситуациях тоже должны приходить на помощь? Как же местные власти?
Кто будет отвечать за прерванную жизнь одного человека и подорванное здоровье остальных пострадавших? Правоохранительные органыуже начали проверку, только что она покажет?
Ужас ситуации в том, что система не смогла эффективно справиться с, извините уж, далеко не самым серьезным чрезвычайным происшествием. И это не Сибирь, не Крайний Север, а регион со вполне приличной инфраструктурой. А ведь чрезвычайные ситуации случаются в тысячи раз более сложные. Что с ними будут делать службы, не способные разобраться с последствиями обычной метели в 50 километрах от города? 30 лет назад, напомню, прародители современного российского МЧС ликвидировали аварию на Чернобыльской АЭС. Многие эксперты со временем говорили о том, что службы других стран были бы не способны справиться с ней столь эффективно. 30 лет прошло, технический прогресс на месте не стоял, арсенал отечественного МЧС рос, но банальная сильная метель под городом ему почему-то оказалась не по зубам.
Ура-патриоты и консерваторы любят рассуждать о том, что при определенных обстоятельствах общество само готово отказаться от части личных свобод для эффективного обеспечения его безопасности государством. Ну и где она? Сами люди действительно мобилизованы: готовность к экстремальным ситуациям, взаимовыручка - все это, как по мне, на гораздо более высоком уровне, чем еще буквально несколько лет назад. А вот "эффективность" некоторых государственных служб вызывает неприятное изумление.
Многие сегодня пишут о том, что системам обеспечения безопасности жизнедеятельности нужны срочные реформы. Совсем недавно еще в том же ключе обсуждалось падение вертолета с нефтяниками и лесные пожары, которые никак не могли потушить. "Авось" - штука дорогая. Очень часто она стоит человеческих жизней...
И напоследок.
Видеообращение очевидца ЧС в Оренбургской области:
И комментарии жены погибшего: