В 1930 годах американцы почувствовали неудобства с парковками автомобилей в своих городах. Для решения этой проблемы за парковку ввели плату. С бумом автомобилизации в 60-х годах в Европе последовали американскому примеру и вынуждены были отказаться от свободной парковки. Сейчас, приезжая на машине даже в небольшой европейский городок, необходимо заплатить за то, чтобы машина занимала пару квадратных метров асфальта.
В Москве по-настоящему организованная платная парковка со всей необходимой инфраструктурой появилась только в 2013 году. После этого регионы стали массово перенимать опыт столицы, и платная парковка появилась в Екатеринбурге, Краснодаре, Казани, Красноярске, Санкт-Петербурге и других городах.
Летом 2015 года в Вологде появились слухи о введении платных парковок в центральной части города. Мало кто воспринял их всерьез, но уже к осени власти объявили о пуске проекта в начале 2016 года.
Мнения горожан практически не разделились — в один голос жители упрекали чиновников в краже их денег и ограничении свободы, утверждая, что это ни к чему не приведет. В соцсетях и новостных порталах один за другим появлялись комментарии, начиная от классического «Скоро за воздух будем платить!» и «Надоело пополнять карманы чинов!» до «Надо сначала повысить уровень жизни рядовых граждан, отремонтировать дороги и построить магистрали и крытые паркинги». Осенью несогласные жители даже создали электронную петицию с подписями для отправки в администрацию города. К началу января было собрано 191 подписей за отмену проекта платных парковочных зон.
Давайте прогуляемся по зимней Вологде и оценим, как город подготовился к пуску платной парковки.
Это площадь Возрождения на фоне здания Администрации города. Уже давно она смутно напоминает площадь — скорее стихийную стоянку машин. Здесь и на примыкающих улицах с 1 февраля водители должны будут заплатить за пользование парковкой.
Второй очередью парковка заработает в апреле на улице Батюшкова и Советского проспекта в районе городского рынка.
Сейчас, в праздники, много свободных мест, но в рабочие будни здесь можно крутиться по 10-20 минут в поисках места для стоянки. Многие магазины и офисы расположены в этом квартале, работники которых приезжают и оставляют машины на улице на весь рабочий день, в итоге, людям, заехавшим по делам на полчаса, просто негде оставить автомобиль. Быдло-шоферы паркуются на тротуарах или просто стоят вторым рядом на «аварийке», уменьшая и без того низкую скорость потока в центре.
На соседней Благовещенской улице располагаются офисы и детская поликлиника. Знаю людей, которые не могли приехать вечером на машине на курсы иностранных языков просто потому, что не было ни единой возможности припарковаться. Даже при желании заехать на газон этого нельзя было сделать — даже они все уже были заняты.
Этот кадр сделан в воскресенье 3 января. Даже в выходные и праздничные дни территория вокруг городского центрального рынка заполнена машинами под завязку. На этих местах должны стоять автомобили приехавших за покупками людей, а не машины продавцов с рынка. Платная парковка здесь необходима. Благо, паркоматы уже установлены.
В июне паркоматы заработают на улице Мира и Козленской.
Парковка на площади Бабушкина перед железнодорожным вокзалом и автовокзалом давно требует реорганизации и наведения порядка. Сейчас это хаотичное движение и стоянка для такси, междугородних областных маршруток и машин встречающих. Представьте, что здесь творится по вечерам, когда уходят поезда в Москву и Петербург или летом, когда в Вологду прибывают поезда с Краснодарского края.
На данном этапе власти неплохо подготовились к предстоящему пуску. Разработана айдентика парковок, сайт, информационные таблички, знаки.
Установлены вполне приличные паркоматы — парковку можно будет оплатить всеми привычными способами, через смс, банковской картой, карточкой «Электронная Вологда» или через мобильное приложение. Первые 15 минут — бесплатно, после 20 рублей за час парковки. В выходные — бесплатно. Тариф настолько невысокий, что некоторые водители смогут позволить себе оставить машину в центре даже на целый день. Впрочем, в будущем цена за час стоянки может меняться в зависимости от количества свободных мест.
Водителей предупреждают о въезде и выезде из платной зоны.
Не может не радовать тот факт, что за все время с момента установки паркоматов они не были снесены вандалами, разбиты или закрашены баллончиками. При этом все аппараты стоят без защитной пленки или коробов. В Москве и Петербурге, например, еще до начала работы, паркоматы приходилось ремонтировать несколько раз.
В двух-трех местах в центре я обнаружил новые знаки, обозначающие велопарковки. Самих парковок еще не было, но приятно, что знаки уже установлены.
Знаки ждут своего часа.
Надеюсь, администрация города не забудет, что платная парковка — это не только паркоматы и предупреждающие об этом знаки, но еще и средства ограничения движения. Необходима установка столбиков, которые нельзя будет утащить вручную в сторону. Нужны ограды, чтобы у быдло-шоферов не было физической возможности заехать на газон или тротуар. Не стоит забывать и про центральные дворы и закоулки, которых там огромное количество. Видимо, жителям центра придется взять на себя установку ворот и шлагбаумов, иначе их дворы превратятся в постоянную парковку офисных работников соседнего здания.
Весь мир давно понял, что ограничение парковки в городах решает проблему нагрузки на центр. Почему же жители Вологды так негативно отнеслись к этому? Да, к любым нововведениям трудно привыкнуть, но к парковке в центре Вологды надо отнестись, как к необходимости. Водитель не должен ездить по кварталам в поиске, когда место, на которое он мог бы припарковаться, занято офисным работников или продавцом соседнего магазина. Плата вводится именно для тех, кто занимает драгоценные квадратные метры, бросая машину в центре на целый день. Выход есть — ноги, велосипед, общественный транспорт или автомобиль, оставленный на паркинге на окраине города, где таких мест гораздо больше, чем в центре.
Я не был в Вологде 3 месяца и очень удивился, когда увидел паркоматы на улицах. Это меняет облик улицы, создается ощущения действительно современного города, а не глухой деревни. Я очень рад, что правительство Вологды пошло на этот шаг и достойно начало проект. Надеюсь, вся остальная инфраструктура парковок будет доделана вовремя и центр города преобразится.