Довольно часто на улицах наших городов я вижу призывную вывеску «Кредит за час при предъявлении паспорта». Небольшая конторка, сканер, чтобы сделать копию паспорта, — вот и все. Клиентов не то чтобы много, но пять-шесть человек в день заходят.
Понимают ли они, что 2% в день — это практически 700% годовых?
Вряд ли. Даже если их знакомые 20 лет назад играли в МММ или «Хопер-инвест» и они помнят, чем это закончилось, все равно желание перехватить до получки или, что страшнее, перекредитоваться выдает в наших согражданах потрясающую финансовую безграмотность вкупе с полновесным русским авантюризмом.
Да и откуда взяться финансовой грамотности у нас, бывших «совков», которые слово «купить» употребляли реже, чем слово «достать»? А товары у нас «выбрасывали». Современный студент или даже школьник намного более финансово грамотен, чем его родители, а тем более поколение бабушек-дедушек. Это я не сама придумываю, это статистика и социология. В этом смысле у моих ровесников плюс-минус 25 лет все очень грустно.
Менее 20% домохозяйств ведут учет своих доходов и расходов. Менее 10% граждан задумываются о финансовых планах больше чем на год.
Около 60% граждан не имеют сбережений, а около 50% — хранят сбережения дома. Более 30% заемщиков тратят более 50% месячного дохода домохозяйств на выплаты по кредитам. Более 60% граждан не готовы нести ответственность за личные финансовые решения, около 50% — считают весомыми причинами неплатежей по кредиту то, что они не предвидели возникших обстоятельств и не рассчитали своих возможностей. Прямо как после пролетарской революции: признают свои долги кабальными и недействительными. Кому должен — всем прощаю.
Людей, конечно, жалко, но сколько же можно быть безответственными и не думать о последствиях собственных решений?
Роль банков, а особенно мелких финансовых институтов, зачастую негативна. Никакого законодательства, которое бы заставляло их не мошенничать и полностью информировать беспечных граждан о последствиях необдуманных решений, нет даже через 25 лет после начала рыночных реформ. Как выбираться из этого сплава патернализма одних и мошенничества других, придумать непросто.
А с другой стороны, зачем нашему государству финансово грамотные и ответственные люди? Вот, пару лет назад Россия получила от Всемирного банка деньги на ликвидацию финансовой неграмотности. Проводятся семинары в регионах и даже «недели сбережений». Вопрос от грамотных: «А почему в нашей стране нет банковского процента по депозитам выше уровня инфляции?» — редко, но все-таки звучит. Я спросила распорядителя этих семинаров, что же отвечают организаторы этим въедливым грамотеям? А что можно ответить? Кивают на сложную экономическую ситуацию. В политику не лезут.
Тогда я задала этот вопрос в фейсбуке. Первый ответ был про политику. Отправить в отставку правительство и т.д. Наиболее частый ответ на вопрос, как бороться с обесцениванием нажитого непосильным трудом при такой инфляции, был про валюту. Как писал Булгаков в «Мастере и Маргарите», про зеленые бумажки с изображением какого-то старика. Непатриотично. Не в духе времени. Мои продвинутые фейсбучные друзья советовали всякие сложные финансовые инструменты. Но, по свидетельству социологов, ими пользуются в России не более 1% населения.
Живут в однушке, а покупают «Мерседес», нет денег до зарплаты, а айфон купить надо, взял кредит в одном банке, а чтобы погасить — в другом. Замкнутый круг.
Отсутствует знание про признаки финансового мошенничества. В финансах мы безграмотны и доверчивы. И кажется, нашей власти это просто удобно.