С выездными визами для дорогих россиян все просто: в ближайшее время их не будет. Сейчас расскажу, почему, и когда они все-таки будут.
Начнем с того, кто нам про введение въездных виз рассказал. А это был зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев (фракция КПРФ). В эфире радиостанции «Говорит Москва» он сообщил, что такая инициатива обсуждается. «Сейчас много предложений ввести выездные визы. Официальные чиновники МИДа и сотрудники безопасности объяснят гражданину, чем он рискует. И когда он уже получил эту официальную информацию, расписывается, что да, я все знаю, я в курсе дела, меня предупредили, и, тем не менее, я настаиваю, ему нужно дать возможность выехать», — сказал он в прямом эфире. Отметив, что подобные предложения поступают от самих граждан.
Граждане в соцсетях отреагировали бурно и предынфарктно. Через пару часов после заявления Соловьева другой зампред того же самого комитета Дмитрий Вяткин из «Единой России» опроверг словоизвержения коллеги, после чего Соловьев и сам заявил, что его неправильно поняли. Вмешался и комитет по экономике нижней палаты парламента: его первый зампред Михаил Емельянов («Справедливая Россия») заявил, что инициатива введения выездных виз из России не будет поддержана властями. Если пойти по пути тотального запрета, то вскоре россияне смогут летать только в США и в Китай, предположил парламентарий.
И вот это важно. Ключевое слово здесь – «экономика».
Введение выездных виз, любые ограничения на выезд нанесут непоправимый удар государственной компании «Аэрофлот». Которая – как, например, и компания «Трансаэро» – самолеты берет в лизинг. Ок, забудем «Трансаэро» — о мертвых либо хорошо, либо ничего. «Аэрофлот» в этом году уже показал операционный убыток. Существенное уменьшение турпотока, к которым приведут запрет полетов в такие страны, как Египет, или – возможно – Турция и Тунис, усугубит ситуацию.
Но беда не приходит одна. «Аэрофлот» (как и «Трансаэро») берет в лизинг иностранные самолеты. «Трансаэро» это и погубило. Импортные самолеты берут за валюту – платить-то надо в долларах и в евро. Из-за уменьшения турпотока невозможно резко поднять цены. То есть вслед за «Трансаэро» и «Аэрофлот» может стать банкротом.
Ну, хорошо. За «Аэрофлотом», в конце концов, стоит государство, а не голимый частник. Но хватит ли денег у государства, чтобы выкупить самолеты? Да уж наверное хватит. А принесут ли в ближайшие годы – даже в ближайшие десятилетия – эти самолеты хоть сколько-нибудь прибыли? Фиг с ней, с прибылью – отдачу? Например, от поездок граждан в Крым и Сочи? Конечно, нет. И причина не только в качестве сервиса и дороговизне.
Есть такая неизменяемая в ближайшие годы штука, как пропускная способность аэропорта Симферополь, куда полетят все, кто собирался вчера летать в Турцию, Тунис и Лазурный, к примеру, берег. Нет ее – пропускной способности, и не предвидится.
В условиях, когда в стране сложилось резкое ограничение притока валюты в связи с санкциями, любая существенная выплата валюты за фактический металлолом (самолеты просто будут гнить) – это ущерб. Сомнительно, чтобы такое решение было бы принято.
Владимира Якунина, как мы помним, во многом уволили за нежелание сокращать аппетиты и быть эффективным. А сейчас в России модно бороться за эффективность. И на этом фоне навряд ли кто-то – даже президент – примет решение поддержать Крым таким образом.
Есть неопровержимый закон бизнеса: когда у тебя нет инфраструктуры, ты не можешь заработать. Никакого интереса здесь нет. И распилить здесь не получится. Создать бизнес, который потом можно будет записать на детей – сомнительно. Нельзя передать по наследству пограничное бюро по выдаче виз – увы. Или слава богу.
Второе ключевое слово здесь – «политика». За день до того, как депутат Соловьев произнес словосочетание «выездные визы», он произнес словосочетание «нелюди, для которых нет ничего святого», которые «пытаются на крови делать рекламу, получать свои дивиденды». Это он, это именно он, мужчина округлой наружности, говорящий с ярким украинским акцентом, выступал вместе с сенатором Валентиной Петренко на пресс-конференции по поводу ада и карикатур «Шарли Эбдо».
«Здесь наверняка замешано не только циничное, хамское отношение со стороны конкретных людей, но и, по всей видимости, присутствуют элементы политики. Элементы русофобии, которые в последнее время были активно пропагандированы правительствами и СМИ западных стран», сказал он и пообещал обратиться в СК РФ с запросом о возбуждении уголовного дела в отношении «Шарли».
Есть ли у депутата Соловьева чувство меры, есть ли логика и чувство ускользающего смысла? Может, есть, а может и нет – не важно. Все его инициативы направлены на благосклонность одного человека, и этот человек вовсе не В.В. Путин. Депутат Соловьев трепетно ищет внимания Вячеслава Володина, зампред главы АП по внутренней политике. Именно он будет уже в ближайшие месяцы определять депутатов, которые пройдут в парламентские списки, и которые не пройдут. Активность многих депутатов сейчас связана с тем, что они хотя показать Володину: они «правильные», они понимают политику партии и правительства, они готовы бежать впереди паровоза, они не серая масса, они глотки перегрызут любым сиротам за ободряющий взгляд и думский паек.
Отсюда и ответ на вопрос – когда. Когда выездные визы будут введены. Ответ простой – когда экономика будет уже не важна.
Когда она будет не важна? Ребята, которые сейчас у руля – они же на самом деле не за авторитаризм. Они чисто за бабки. Они люди коммерческие и в этом смысле очень грамотные. То есть ответ такой: выездные визы будут введены тогда, когда не будет Путина.
Тогда и поговорим.