Фирменный поезд «Шексна» Москва-Череповец, в конце лета 2015 года, шёл почти всегда полупустой. Вагон №18, билет на который мне обычно покупали девочки из офиса, из-за не достаточного потока пассажиров, подавали с двухместным купе, а не четырёхместным. Конечно же, этот неожиданно свалившийся на меня повышенный комфорт не мог не радовать. А учитывая, что и соседей по купе у меня обычно не было, то я ехал с высоким чувством удовольствия, предавшись своим мыслям в неожиданном уединении .
Ездить приходилось часто. По два раза в месяц туда и обратно. А учитывая, что дорога мне эта знакома, ещё с тех времён, когда я участвовал в строительстве Череповецкой ГРЭС в Кадуе, то она меня совершенно не тяготила и была привычной.
Но в этот раз в двухместном купе был сосед. Молодой человек был явно увлечён своими гаджетами и разговаривать, не особо стремился, что впрочем было свойственно и мне. Но его единственный вопрос, поставил меня в тупик:
«…На что можно посмотреть в Череповце?…»
Дело в том, что на этот вопрос мне не могли ответить даже местные жители. На что тут смотреть? Ведь все достопримечательности начинаешь тут же сравнивать с подобными достопримечательностями в других городах, а это сравнение часто совсем не в пользу Череповца.
….Кремль?
Кремля нет. Был раньше Воскресенский Мужской Монастырь, основанный преподобными Феодосием и Афанасием — «Железным Посохом» — учеником Сергия Радонежского. Но от монастыря остался только не большой Воскресенский Собор, который напоминает о том, что здесь когда-тот был монастырь. Его неоднократно грабили и разоряли, но упразднили его вовсе не «советы», а Екатерина II в 1764 году.
…Набережная, Старый город или порт?
Ну если сравнивать с тем, как выглядят набережные других российских городов, то тут сравнение тоже не в пользу Череповца, хотя историческое развитие он получил, как раз из-за нахождения на большом водном торговом пути. Именно из-за наличия судоходной Шексны, тут стала развиваться торговля, судовождение и судоремонт. А при городском голове, известном купце Иване Андреевиче Милютине, появилась и промышленность, и гавань, и док, и судоремонтный завод. К началу ХХ века по количеству учебных заведений Череповец обошёл большинство уездных и даже некоторые губернские города России. Именно тогда Череповец стали называть «Северными Афинами» и «Русским Оксфордом». Но видимо перевелись Милютины на вологодской земле, потому что сравнивая современный Череповец с другими городами России, где мне приходилось бывать, исторический центр, набережные, пляжи и архитектурный ландшафт города производит скорее удручающее впечатление, чем восторг.
Старый город тоже не блещет уникальной древней архитектурой. Хотя можно отметить здание Череповецкого камерного театра. Все остальные старинные дома и в том числе музеи не отличаются от таких же домов прочих уездных городов России. В городе 4 района. Центр он же Индустриальный — старый район, в нём преобладает дореволюционная и сталинская застройка, там же находится Металлургический комбинат; Заягорбский, он же Заречье — находится за рекой Ягорба, и в нём преобладает уже хрущёвско-брежневская застройка; Зашекснинский, который находится за рекой Шексной, — современный район, с современными торговыми центрами и современной застройкой, напоминающей застройку новых районов ближнего Подмосковья, считается экологически благополучным; и Северный район, но мне там бывать не приходилось.
В центре и за Шексной местные многочисленные кафе, пиццерии и ресторанчики отличаются исключительно вкусными, оригинальными, а главное, большими порциями за не очень большие деньги по сравнению с той же Москвой.
Наверное единственное место, куда бы я не рекомендовал ходить кушать — это Kill Fish.
Не смотря на тяжёлое музло, которое, впрочем, мне не в тягость, а даже в удовольствие, есть там невозможно: в греческом салате присутствовал кусок чьей-то шерсти (надеюсь не крысиной), порция маленькая, причём за те деньги, за которые обычно в Фуд Фэктори мне приносят тазик, мясо было вообще миниатюрным и что-то в нём было не так, опять таки за деньги стэйка и ирландского паба. Явно на кухне это заведение не специализируется. Судя по контингенту молодёжи, всяких *овнарей и прочей неформальной шушеры, туда ходят пить, а не есть. О да, бухло там дешёвое. Именно из-за преобладающего контингента молодёжи и дешёвого бухла, я бы эту шарашку прикрыл. Я считаю, бухло должно быть дорогим и не доступным. Хочешь бухать, но тебе дорого — иди работай. Работаешь — не бухай.
Но если уж заговорили о еде, то вам просто необходимо обязательно попробовать знаменитое местное вологодское масло.
Считается, что вологодское масло изобрёл Николай Васильевич Верещагин, старший брат художника-баталиста Василия Верещагина, который предложил изготовлять масло из сливок, нагретых до высокой температуры, что придавало ему «ореховый» привкус. Отличное по вкусу молоко и масло в Вологодской губернии получалось благодаря обилию заливных лугов, сохраняющемуся в течение всего пастбищного периода зелёного травостоя с обилием разнотравья, умеренным температурам летом без зноя и жары. Каждый раз, когда я еду домой, я закупаюсь этим маслом.
Ну что ещё можно отнести к достопримечательностям?
…Большой Вантовый Октябрьский мост через Шексну?Фундаментальное строение — архитектурный собрат казанского вантового моста — для города мост имеет стратегическое значение. Он соединяет Центр и Зашекснинский районы. Если с ним случится что-нибудь неприятное, то одна половина города будет отсечена от другой без всякой возможности добраться друг до друга, кроме как по воде.
Казалось бы, такой важный мост, но и его внешний вид оставляет желать лучшего. Выцветшая и осыпающаяся краска выполняет только формальную защиту от коррозии. Можно конечно попытаться понять горожан: сложное сооружение требует больших вливаний денег на выполнение работ по поддержанию антикоррозийной защиты в требуемом состоянии. Но ведь современные материалы позволяют произвести защиту мостов от коррозии на долгий срок и не нужно будет постоянных дорогостоящий перекрашиваний. Так например, по результатам испытаний, система антикоррозийной защиты мостовых конструкций производства PPG Protective & Marine Coatings, позволяет обеспечить защиту от коррозии на 34 года. Как говорится, один раз покрасил и забыл. В результате, кроме существенной экономии средств, внешний вид череповецкой достопримечательности будет наконец-то вызывать чувство гордости.
Утверждают, что президент одобрил строительство второго моста. Хотелось бы, что бы этот мост выглядел достойно.
….Музеи?
Музеи в Череповце конечно же есть. И кстати, череповецкое музейное объединение имеет более чем 100-летнюю историю и, как многое в этом городе, было создано не без участия Милютина. Объединение включает несколько музеев:
•Музей истории и природы края (Историко-краеведческий музей, музей археологии, музей природы)
•Детский музей
•Музей изобразительного искусства (Художественный музей, Выставочный зал)
•Мемориальный дом-музей Верещагиных
•Музей «Дом И.А. Милютина»
•Историко-этнографический музей «Усадьба Гальских»
•Литературный музей (музей И.Северянина)
Побывать ни в одном из них мне не довелось, поэтому ничего рассказать не могу.
Как не могу ничего рассказать о музее известного в узких кругах поэта Александра Башлачёва, который так же был родом из Череповца.
Не смотря на то, что на сайте музея были указаны часы работы музея в воскресный день, в воскресенье же вахтёр меня в музей не пустил, аргументируя тем, что никто не работает. Мой контраргумент о том, что в будни работаю я, поэтому никак не смогу посетить музей в будни, его естественно не убедил. Приобщиться к культуре мне так и не удалось.
….Посмотреть на металлургический комбинат?
Мой попутчик и так ехал на комбинат, поэтому этой красоты он насмотрится в вдоволь. Индустриальные ландшафты Череповца вообще зрелище на любителя.
Мне, как ценителю, они конечно доставляют несказанное удовольствие, но боюсь не всякий эстет разделит моё мнение.
Впрочем, что действительно заслуживает внимания, так это Музей Металлургической Промышленности. Вот уж действительно это именно то место, которое, как мне кажется, будет интересно не только узким специалистам, но и широкой публике.
Да, в Череповце есть, что посмотреть и это именно Музей Металлургической Промышленности.
Начнём с того, что по качеству своей внутренней обстановке он может составить конкуренцию московскому музею космонавтики, а по интерактивности так вообще дать ему фору.
Во-первых, в музей я попал на восьмой день работы его работы после открытия, которое приурочили к празднованию Дня металлурга и 60-летнему юбилею металлургического комбината «Северсталь».
Во-вторых, удивлён я был сразу, потому что вне зависимости от экскурсии персонал музей мне стал сразу всё показывать и рассказывать, как интересно работают их интерактивные экспонаты.
Впрочем, смотрите сами. Под фотографиями будут мои комментарии.
Как вы поняли, в музее будет интересно не только взрослым. Засчёт игровой и интерактивной подачи материала он будет особенно интересен детям. Не знаю, как вы, но я ещё ни в каком музее подобного не видел. Это очень интересно.
Если в первом зале происходит погружение в историю развития металлургического промысла с древних времён, то второй зал полностью посвящён строительству и развитию металлургического комбината «Северсталь»
Конечно же во втором зале весь переполняешься осознанием трудового подвига советских людей.
Кажется, что расположен завод в самом неподходящем месте: ничего рядом своего нет — ни руды, ни угля. До них-1500-2000 километров. Однако, присмотревшись внимательно, понимаешь, что выбор не случаен. Есть у него свое преимущество: это исключительно выгодное географическое положение Череповца. Город находится на стыке трех экономических районов-Европейского Севера, Северо-Запада и Центра. Железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Екатеринбург и Волго-Балтийский водный путь образовали здесь крупный транспортный узел.
Хорошее транспортное сообщение позволяет бесперебойно доставлять в Череповец сырье и топливо, а близость к Москве, Петербургу, Нижнему Новгороду и другим промышленным центрам открывает широкие возможности для реализации готовой продукции, для использования металлического лома со всего Нечерноземья.
Реальная возможность строительства крупного завода для снабжения Северо-запада собственным металлом появилась только после открытия в 1930-1933 годах Кольских железных руд и печорских углей. Суровые климатические условия Заполярья, где находятся месторождения, оторванность этого региона от промышленных центров делали нецелесообразной постройку металлургического завода по традиционной схеме: «на руде» или «на угле».
Ученые предложили «посадить» завод на перекрестке потоков руды, угля и готовой продукции, в месте пересечения железнодорожной линии Вологда-Ленинград с Мариинской водной системой, приблизительно около города Череповца.
20 июня 1940 года Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР», которым был предрешен вопрос о постройке Череповецкого металлургического завода.
Десятки проектных, научно-исследовательских и академических институтов были задействованы для составления проекта завода, проведения лабораторных и промышленных испытаний руды и угля. Но Великая Отечественная война помешала грандиозным планам.
а разве это всё строилось не зэками из ГУЛАГа? Как нам преподносят
24 августа 1955 года. В 15 часов 25 минут старший горновой Ф.Е.Дроздов пробивает летку, и из нее вырывается огненный поток металла. Этот день стал Днем рождения Череповецкого металлургического завода.
Музей оставил после себя приятное послевкусие приобщённости к великому трудовому подвигу и славной истории города.