Вот уже второй месяц мы следим за темой связанной с поставками каменного угля в Вологодскую область. Все это время нас волновал вопрос, как бы объяснить жителям Вологодчины эту большую схему в результате которой, как мы считаем, во многих районах области сложилась нездоровая ситуация со стоимостью отопления.
Познакомившись с предпринимателем Гарлемом Заргаряном, нам удалось получить доступ к ряду документов и понять этот процесс. Вот мнение самого предпринимателя о ситуации вокруг поставок угля:
Поставщик угля ЗАО «Торговый Дом «ЭЛЛИТ», оператор поставок топлива ЗАО «Вологдалестоппром», Департамент ТЭК области объединились в преступном сговоре, направленном на хищение денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием при поставках угля в отопительный период.
На практике схема состояла в следующем:
Департамент ТЭК области устанавливает завышенные требования к качеству и количеству угля, формируя высокую закупочную стоимость, обманывая и вводя в заблуждение потребителей топлива относительно реальной цены на уголь, ЗАО «Торговый Дом «ЭЛЛИТ» поставлял в область более дешевый уголь низкого качества, в объемах меньших, чем это установлено техническим заданием, обманывая и вводя в заблуждение потребителей топлива относительно качества угля и его количества, ЗАО «Вологдалестоппром», создавая видимость контроля за качеством, количеством, сроками поставки угля, прикрывало данные факты, оплачивало в полном объеме ЗАО «Торговый Дом «ЭЛЛИТ» уголь в соответствии с государственным контрактом, не предъявляя поставщику никаких претензий. В результате похищались бюджетные средства, объем расходования которых можно было значительно уменьшить, установив реальную цену на угольное топливо, контролируя поставщика и предъявляя ему претензии за нарушение обязательств по срокам поставки, количеству и качеству угля.
Полагаю, что данная ситуация требует полноценного расследования, поскольку в действиях должностных лиц поставщика угля, оператора поставок угольного топлива в область, Правительства области, содержатся признаки преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ, ст. 286 УК РФ.
Это если говорить вкратце, а теперь попробуем коснуться нескольких тем и предоставить часть документов. Да, только часть, так как объем их крайне большой и целиком уже находится в правоохранительных органах, к вопросу их работы мы еще вернемся.
Скажу сразу, что не являюсь большим специалистом в области теплоснабжения и пользуюсь открытыми источниками, поэтому буду благодарен помощи профессионалов.
Итак.
Поставки каменного угля в Вологодскую область составляют значительный объем исчисляемый десятками тысяч тонн. В суммовом выражении это сотни миллионов рублей в год из бюджета региона и карманов граждан. С учетом того, что при их поставках есть доля коррупционной составляющей, а потребителями угля зачастую являются бюджетные организации и учреждения, то эта тема касается даже жителей городов, которые получают отопление за счет газа и не имеют прямого отношения к отоплению каменным углем. Если вы вологжанин (череповчанин), то должны знать, что платя подоходный налог в бюджет Вологодской области вы субсидируете угольные поставки в Белозерский район и отопление Кадниковского социального приюта для детей. Если сказать проще, то мы платим за себя и за того парня.
Причем платить мы можем очень серьезно и за качество угля и за КПД системы вырабатывающей тепло. Это объяснения Департамента ТЭК Вологодской области представленные в Арбитражный суд.
Исходя из этой таблицы, мы можем понять, что разница в расходах каменного угля на выработку одной Гкал тепла может отличаться в разы даже внутри одной области. 291 кг топлива на Гкал в Белозерске и 648 кг топлива на Гкал в Харовске. Разница в 2,2 раза или несколько десятков миллионов рублей.
Что же такое качество угольного топлива?
Одной из важных составляющих является теплотворная способность угля. На ее основании делаются расчеты по расходу топлива.
Например: согласно приказа Министерства топлива и энергетики РФ коэффициент использования условного топлива для производства 1 Гкал равен 0,2118 т.у.т/Гкал
Топливо условное (т.у.) - единица учёта органического топлива, применяемая для сопоставления эффективности различных видов топлива и суммарного учёта их. В качестве единицы т.у. принимается 1 кг топлива с теплотой сгорания 7000 ккал/кг (29,3 Мдж/кг). Соотношение между т. у. и натуральным топливом выражается формулой:
где By — масса эквивалентного количества условного топлива, кг;
Вн — масса натурального топлива, кг (твёрдое и жидкое топливо) или м3(газообразное);
— низшая теплота сгорания данного натурального топлива, ккал/кг или ккал/м3;
— калорийный эквивалент.
коэффициент перевода каменного угля в условное топливо составляет 0,768, то есть расход составит 284 кг на Гкал
Как может получиться, что расход в Вожеге превышает стандарты на 30%, в Никольске на 35%, а в Харовске на 130%?
Давайте посмотрим на конкурсную документацию 2012-2013 годов, где указаны параметры поставляемой продукции
Как мы видим низшая теплота сгорания не менее 4600 Ккал/кг., зольность не более 30%, влажность не более 12%, сера не более 3,5%.
А теперь посмотрим на исследования проведенные после забора проб угля в Ивановском детском доме-интернате.
Очевидно, что низшая теплота сгорания рабочего топлива значительно уменьшена, превышены зольность и влажность топлива.
Не будем здесь говорить о морально-этической стороне вопроса связанной с поставками некачественного угля детям-инвалидам, а оценим все математической точки зрения.
Зольность превышена на 5% (оносительно к норме), влажность на 30% (относительно к норме). Соответственнотеплотворная способность по низшей теплоте сгорания ниже почти на 25%.
При этом мы обратили особое внимание на формально не превышенные показатели серы. Дело в том, что в конкурсной документации указан ГОСТ Р 51591. Именно ему должны соответствовать конкретные показатели товара. Но вот незадача, заявленные в документации параметры не соответствуют ГОСТу.
Получается, что нормой для рассортированного угля является содержание не более 3% серы, а в документации указано 3,5%. Чтобы у вас не возникло сомнений о принадлежности данного угля к рядовому (промпродукту, отсеву, шламу) мы приводим другой ГОСТ определяющий размерность угля.
Получается, что Департаментом ТЭК в конкурсную документацию поставлены невыполнимые условия?
Впрочем, это еще на самое важное. ГОСТ, в котором определяются размеры угля, заставил нас вернуться к ужеупоминаемому ранее Протоколу о качестве угля, соответствие которому проводилось в лаборатории Северстали.
Судя по гранулометрическому составу, данный уголь не соотвествует заявленным параметрам в 13-100 мм. 70% состава представляют из себя мелкую фракцию не более 25 мм.
При этом помимо качества угля у предпринимателя Заргаряна возникли вопросы о весовом контроле в процессе поставок. В качестве примера он приводит поставку угля для ГУП ВО "Областные электротеплосети". В период зимы 2012/2013 годов, выполняя обязательства по договору поставки, предприятия Г.Г. Заргаряна перевезли из Череповецкого порта 20 тысяч тонн каменного угля для ГУПа. По накладным все прошло отлично: порт отгрузил, а электротеплосети приняли 20.000 тонн. И вдруг, неожиданно! На территории порта остается значительное количество каменного угля. Проведенные замеры показали, что на угольной площадке Череповецкого порта осталось 1500 тонн.
Если объяснить простым языком, то получается, что вместо 20 тонн в кузове грузовика выезжало с территории порта 18,5. Предприниматель заподозрил порт в фальсификации при взвешивании автомобилей. Что тут скажешь, подобные схемы со взвешивание товаров мы помним еще с совестких фильмов типа "Следствие ведут знатоки". Хищение товаров путем недовеса и завышения цифр в товарно-транспортных накладных всегда было популярным способом незаконного обогащения.
Что же поставлялось под видом качественного угля в Вологодскую область и в каких объемах? Казалось бы, ответы на эти вопросы должны дать следственные органы куда обратился господин Заргарян. Исследовать поставки угля, установить ущерб, найти виновных и привлечь их к ответственности не это ли дело правоохранительных органов.
Но! В настоящее время предприниматель Заргарян не может даже ознакомиться с материалами проверки по своему заявлению.
Областной СК посылает его в Прокуратуру, прокуроры обратно в СК. А сама по себе проверка не находит достаточных оснований для возбуждения уголовных дел. Просто какой-то следственный тупик для угольного дела.
И тут, тут мы можем внести поправку в доселе не двигавшееся дело. После обращения Гарлема Григорьевича в программу "Момент истины" и публичных обвинений на всю страну в наших органах все-таки зашевелились. Вот свежий октябрьский ответ Прокуратуры области.
Конечно же, пока рано говорить об успехах. Тем более мы понимаем, что все предыдущее время местные органы не проводили должного исследования материалов или не давали им квалифицированной оценки. Не зря же они не хотят пускать к материалам проверки Гарлема Заргаряна.
В связи с тем, что речь идет о сотнях миллионов рублей, а в масштабах нескольких лет о миллиардах считаю, что необходимо обратить внимание федеральных органов на данный вопрос. Тем более, что сейчас объявлен очередной этап борьбы с коррупцией и идет процесс разоблачения преступных сообществ в органах государственной и муниципальной власти.
Давайте напишем письмо основному борцу с коррупцией при Президенте РФ товарищу О.А. Плохому и попросим взять расследование на особый контроль федеральных правоохранительных органов.
Все, как обычно, копируете текст ниже, переходите по ссылке и отправляете письмо.
Вот адрес: http://letters.kremlin.ru/corruption
Вот текст:
"Из публикации Евгения Доможирова в сети интернет: http://domozhiroff.livejourna
Прошу вас провести проверку указанных фактов, взяв дело на особый контроль для расследования на федеральном уровне."
Мы продолжим исследование данной темы, так как эффективное расходование бюджетных средств и прикрытие очередной коррупционной кормушки это чрезвычайно важный вопрос для жителей Вологодчины, включая стариков и младенцев.