Кириллов-Ферапонтово-Вологда-Череповец-Т
Итак, я вернулся из продолжительной и интереснейшей поездки, организованной нами - мной и Машей Медведевой. Вернее, сам замысел и маршрут путешествия принадлежат именно Маше. Руководителем в силу обстоятельств стал я, а незаменимыми помощниками были Анжела Гавро с мужем и все-все участники. Огромное им спасибо! Что бы я делал без них. И спасибо Маше, что она эту поездку придумала - сидели бы мы и дальше, довольствуясь Новгородом и Псковом. Интереснейшим собеседником и активным организатором была и Галина Назарова, разделившая с нами большую часть пути.
Первая часть поездки - Кириллов, Ферапонтово, Вологда - была мне заранее хорошо известна, так как только два месяца назад я в очередной раз проделал этот маршрут. Был я и в Устюге, и в Сольвычегодске. Однако и эти места дали мне самому новые впечатления. Череповец же, Тотьму, Каргополь и Архангельск я видел впервые вместе со всеми.
При таком огромном списке музеев и ритме их посещения и думать нечего было про письма, переговоры и прочее, поэтому мы рассчитывали исключительно на обычные студенческие билеты. Тут пора перечислить те индивидуальные особенности, которыми обладают все посещенные нами музеи. При посещении стольких мест подряд они особенно сильно бросаются в глаза. Везде свои порядки, некоторые из которых вполне естественны и ожидаемы, а некоторые, честно говоря, сильно огорчают.
Прежде всего, хочется высказать свое глубокое возмущение музеями Кириллова и Ферапонтова, где отсутствуют какие-либо льготы для студентов. Такая категория вообще не прописана в прейскурантах на кассах. Учащийся принужден платить за полный взрослый билет, который в сумме за несколько экспозиций стоит больше 500 руб. - стоимость посещения Московского Кремля, если не больше. Если бы не исключительные переговорные способности Маши и человеческая жалость, наша поездка провалилась бы на первом же этапе, так как денег у студентов нет.
Как ни странно, в музеях, где действительно нет денег и мало посетителей, нас пускали бесплатно или по льготной цене. Фотографирование практически везде разрешено, иногда за небольшую плату, но чаще свободно без вспышки. Исключение - Христорождественский собор в Каргополе, где почему-то снимать нельзя (не реставрирован, не опубликован?) - в других экспозициях музея можно. Свои уникальные моменты есть в музее Великого Устюга, причем они не изменились с 2006 года. Фотографирование бесплатное, но когда начинаешь фотографировать фрагменты икон, тебе это сразу же запрещают смотрительницы. На икону св. Прокопия с многочисленными клеймами жития наложен отдельный запрет на фото, и это 9 лет подряд? Зачем?!
Однако, все эти нюансы не затеняют главного - мы увидели громадное количество произведений искусства из совершенно разных художественных центров, в том числе даже то, что не предполагали увидеть. У меня чуть-чуть не хватило места на 16Гб флешки, и это при том, что я почти не фотографировал Кириллов и Ферапонтово, где уже был недавно. Так бы вышли все 20Гб - просто отлично!
Теперь ближе к делу. Сперва краткий очерк, где же мы все-таки побывали.
Единственным крупным упущением в нашей программе был Белозерск. Несмотря на сравнительно близкое расположение от Вологды, он плохо обеспечен транспортом, что отчасти извиняет нас. К тому же только в этом году я получил весьма негативный отзыв об этом городе, сохранившем всевозможные жестокости, вроде спущенных с цепи на ночь на улицу собак. Не знаю, все ли так плохо, но этот комплекс 16 века мы не посмотрели - успеем еще когда-нибудь. Зато мы были в Тотьме, доехать до которой без собственного автобуса оказалось не всегда возможным.
Темп путешествия оказался различным в первую и вторую неделю поездки. Прибыв на поезде в Вологду с понедельника по воскресенье мы перемещались каждый день на автобусах, вставали рано, ночевали два раза в Кириллове, два в Вологде, два в Устюге, один раз в Коряжме, так как маленький Сольвычегодск не смог нас принять. В Устюге мы попали на день города, а в Сольвычегодске увы пропустили праздник Козьмы Пруткова и салют. В итоге за неделю посмотрели семь городов: Кириллов и Ферапонтово, Вологду, Череповец, Тотьму, Великий Устюг и Сольвычегодск (через Котлас и Коряжму).
Совершенно иначе прошла вторая неделя. Мы много времени потратили на переезды и посетили лишь два города: Каргополь с двумя деревнями и Архангельск. Весь понедельник ушел на переезды из Коряжмы в Котлас и на поезде в Няндому. Две ночи мы провели в поезде в Архангельск и обратно. Телефон у меня сел и я около суток пребывал в блаженном неведении точного времени. Наконец, вечером в пятницу мы вернулись в Москву.
Наш маршрут затрагивал важнейшие исторические города и монастыри Русского Севера, расположенные в настоящее время на территории Вологодской и Архангельской областей. Более полное посещение различных достопримечательностей заняло бы наверное несколько месяцев. Некогда эти земли осваивались выходцами из двух различных политических и культурных центров Древней Руси - из Новгорода и из Ростова. В Поонежье и Подвинье заметно влияние новгородской иконописи и отчасти, как мне показалось, архитектуры. В Белозерском краю заметно присутствие Ростова, а позже Москвы. Восточные города Вологодской области, такие как Тотьма, Великий Устюг и Сольвычегодск стали в конце 17 - 18 веках центрами самобытных архитектурных явлений, порожденных петровским временем и эпохой барокко. Даже всесильный классицизм, тотально вытеснивший к 19 веку все местные архитектурные школы, как кажется, приобрел здесь особое созвучие предшествующей барочной архитектуре. После грандиозного "строгановского барокко", порожденного, как и нарышкинский стиль, европейским маньеризмом, настоящим царством архаики кажется Каргополь, где до 19 века дожили не только барочные приемы, но и архитектурный декор узорочья 17 века.
К сожалению и в Тотьме, и в Устюге, и тем более в Сольвычегодске нельзя никак забыть о разрушениях 20 века, выкосившего львиную долю произведений местной архитектуры и оставившего за собой разоренные, опустошенные церковные интерьеры. Некогда своей прекрасной архитектурой блистал и Архангельск. Теперь же здесь уцелели отдельные случайные осколки старой городской застройки. Кое-где располагаются старинные усадьбы и небольшие церкви, в основном 19 века. На набережной Северной Двины, в перспективе одной из центральных городских улиц строится новый огромный Михайло-Архангельский собор, побуждающий к размышлениям над развитием современной церковной архитектуры.
Выкладываю пока что лишь небольшую выборку из фотографий без комментариев, которые последуют позже.
Кирилло-Белозерский монастырь
Цыпинский погост близ Ферапонтова
Ферапонтов монастырь
(фотографии прошлой майской поездки)
Гора Маура и Горицкий женский монастырь на реке Шексне
Вологодский Кремль
Череповец
Тотьма
Великий Устюг
Сольвычегодск
Гостиница в Коряжме
Каргополь
Большая Шалга
Саунино
Архангельск