Долгое эхо позгалевщины - тайна ксеномании. Часть первая. Как начиналась Позгалевщина.
Признаю, я был не прав. Признавать свои ошибки нелегко, и тем не менее: я был не прав.
Я считал, что дрейф относительно честного чиновника Позгалева в сторону болота коррупции начался лет 10 назад, и даже пытался вычислить примерную дату. Получалось, что это где-то 2006 год, когда, по свидетельствам людей, хорошо знавших Позгалева, в его характере произошли резкие изменения. Именно после 2006 года началась массовая регистрация всяких контор на любимого зятя губернатора.
Я это связывал с профессиональной деформацией характера, более близкие к Позгалеву люди – с Кондратием, который посетил его в 2006 году.
Называли и 2000 год, когда Позгалева госпитализировали с инсультом.
Кто-то отсчитывал НАЧАЛО со времени его назначения на пост И.О. Губернатора в 1996 - дескать, голова закружилась.
Кто-то с того же 1996-го, но связывали это с липовым покушением на Позгалева
13 августа 1996 года УФСБ по Вологодской области сообщило о предотвращении покушения на губернатора Вячеслава Позгалева. По данным чекистов, некий безработный намеревался бросить в чиновника гранату. Дело против "террориста" развалилось: он оказался психически нездоров и просто обмолвился о неприязни к губернатору.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/464295 Дескать, Позгалев поверил, что покушались всерьез, шибко перепужался, тут и начал, того, хапать ртом и ....
Вынужден признать, что сын (и внук?) чекиста Позгалев не так прост, как нам казалось. Оказывается, он еще проще. Первые документально подтвержденные шалости с бюджетными деньгами, которые мне удалось раздобыть, датируются январем 1995 года.
Именно тогда, сидя в кресле мэра Череповца, и не помышляя о губернаторстве, Вячеслав Позгалев подписал договор о совместной деятельности мэрии с АО «Евроинтер».
Газета «Известия» в 1997 году писала об этом так:
«Его держат за горло мертвой хваткой, и хватка эта называется "Евроинтер". Частная эта фирма, организованная еще в бытность Позгалева мэром, продавала за рубеж полученный в счет налогов металл и покупала нужное городскому бюджету. Купили, например, оборудование для детской стоматологической клиники - старое и без сертификатов, но по цене нового. Купили для "скорой помощи" древние "Рено" без оснастки, по 450 миллионов рублей штучка. (Новый УАЗ с полной оснасткой стоил в то время 150 миллионов).(Известия,16.10.1997).
Дело давнее (20 лет прошло!) и сейчас трудновато понять, кто кого там тогда держал и за что...
По договору АО «Евроинтер» было доверено «...представлять интересы города Череповца по вопросам внешнеэкономической деятельности как на территории России, так и за рубежом». Проще говоря - продавать за бугор чего подороже, и покупать там чего подешевле. За это коммерсантам мэрия должна была выплачивать 10,18 процента от каждой сделки.
По контракту от 4 мая 1995 года «Евроинтер» купил для мэрии оборудование для парикмахерской. Вот скажите мне: зачем мэрии нужна парикмахерская? Да еще по такой ломовой цене? У австрийской фирмы «Велтимпекс» оборудование это купили за 225 тыс. 985 долларов, а реальная цена в ШЕСТЬ раз меньше!
Представляете, какой откат может быть? А подпись под контрактом – Вячеслава Позгалева.
Контракт от 19 июня 1995 года - «Евроинтер» купил у «Велтимплекс» оборудование для детской стоматологической поликлиники. Ну, как оборудование... У взятых незнамо где рентген-установок не было техпаспортов, одна была 1993 года выпуска, а вторая вообще аж 1976 года. Напоминаю – дело было в 1995 году, то есть представьте, что СЕГОДНЯ в нашу поликлинику привезли бы аппаратуру 1996 года.
Контракт от 21 марта 1996 года. Наш «Евроинтер» должен продать ихнему «Велтимплексу» стальной лист примерно на 2 миллиона долларов. («Северсталь» платила налоги «натурой», такое было веселое время).Из этих двух зеленых «лимонов» один должен был пойти на покупку медицинской техники для медучреждений Череповца, а второй «лимон» должны были положить на валютный счет мэрии в «Соколбанке».
Металл продали, но мэрия получила кукиш, а «лимон» американских рублей, точнее 1 млн. 54 тыс.835 долларов и 50центов были перечислены на счет «Евроинтера» в «Автобанке». Специальный такой счет, о котором налоговая инспекция Череповца не знала.
И под контрактом на продажу стального листа – опять подпись Вячеслава Позгалева! Но – будем считать, что Вячеслав Евгеньевич подписывал документы, не приходя в сознание, и ничегошеньки не знал о диких сделках «Евроинтера».Напрямую финансовые дела с «Евроинтером» вела его заместитель, Наталья Кузнецова, и за счет «Евроинтера» в ее трехкомнатной квартире был сделан шикарный ремонт. А всего «Евроинтер» нагрел бюджет Череповца на 12 миллиардов рублей. («Известия» № 79 от 29.04. 1998 г.)
Похоже, что та мартовская сделка была последней, которую визировал мэр Позгалев - президент Ельцин назначил его главой администрации Вологодской области. (Так что нечего череповчанам трындеть, что это вологжане плохо повлияли на их белого и пушистого мэра. Это череповчане заслали нам своего, вполне готового... Гм, чиновника.)
А куда же смотрели правоохранительные органы, спросит читатель? А куда надо смотрели.
15 октября 1997 года череповецкий прокурор Тамара Гурняк возбудила уголовное дело против «Евроинтера», и результат не замедлил - В газете «Голос Череповца» появилась статья «Осторожно, прокуратура», в вологодском выпуске «Аргументов и фактов» появился пасквиль «Царица Тамара», в газете «Московский комсомолец» в Вологде» глубокомысленно спрашивали - «Кто тормозит дело Гурняк»?
И «Красный Север» (кто бы подумал, правда?) - перепечатал заметку «Царица Тамара».
После проверки областной прокуратуры и строгого выговора прокурор Гурняк поняла, какие наступили времена, и подала Генеральному прокурору прошение об отставке.
Но крепнущей позгалевщине этого было мало - после серии заказных статей, в которых отставного череповецкого прокурора обвиняли во всех смертных грехах, включая взяточничество и злоупотребление, 14 сентября 1998 года областная прокуратура возбудила уголовное дело по этим газетным публикациям. Через четыре месяца, 14 января 1999 года, уголовное дело было прекращено. Выводы следствия - вины Тамары Гурняк в совершении какого-либо преступления, в том числе злоупотреблении служебным положением, не установлено.
Это – в отношение Тамары Гурняк, которая отошла в сторону.
А те, кто не понял...
В октябре 1997 года возле своего дома в Череповце был застрелен предприниматель Шовкун.
И уже тогда «Интерпол» отметил, что Шовкун вел совместные дела с череповецкой фирмой «ЕВРОИНТЕР», и даже проводил переговоры с зарубежными партнерами вместе с руководителем Евроинтера Владимиром Фалиным, (на момент убийства – первый помощник Позгалева). Также убитого связывал совместный бизнес - череповецкий ликеро-водочный завод - с одним из советников Позгалева.
Как было сказано в одной мудрой книге много веков назад - «... И ад следовал за ним».
И свежеиспеченный глава Вологодской области потащил за собой в Вологду свое окружение - Наталья Кузнецова возглавила вологодское отделение «Автобанка», и по распоряжению Позгалева Администрация Вологодской области открыла там валютный счет, а председателя Совета директоров АО «Евроинтер» Владимира Фалина (в недавнем прошлом офицера КГБ), назначил своим первым помощником.
Но «Евроинтер» не остался без присмотра - за ним доглядали родственники свежеиспеченного помощника Позгалева – племянник Фалина Александр Карелин был директором, а сын, Андрей Фалин, владел 32 % акций АО «Евроинтер», а ещебыл заместителем директора в фирме «Евроком», которая держала еще 32 % акций «Евроинтера».
Так что вполне логичным было появление следующего позгалевского скандала...
Читайте далее – Тайна ксеномании - О «золотом» мусорном ведре для Позгалева.