Что будет с ПАТП? А зачем предприятие акционируют? Для продажи? Кому? Что тогда будет с ценами на проезд? Подобные вопросы я постоянно слышу, общаясь с вологжанами.
Мне казалось, что мы свою позицию по этому поводу высказали вполне определенно. Но, может быть, не до всех смогли ее донести. Или заинтересованные в расшатывании ситуации люди (а такие есть) пытаются ввести вологжан в заблуждение. Поэтому сформулирую еще раз.
Скажу прямо – ситуация с ПАТП сложная. Прошлый год они закончили с убытком, а в этом отработают, дай бог, чтобы не хуже. Ничьей злой воли тут нет, примерно в таком же положении находятся транспортные предприятия и в других городах страны, где региональные бюджеты не могут компенсировать транспортникам проезд льготных категорий граждан.
Так же, как и в других городах, ситуацию обостряет не всегда корректная конкуренция частных перевозчиков. Они экономят на ремонтно-технической базе и на налогах за счет серых зарплат. Они выбирают наиболее прибыльные маршруты и время движения. Они зачастую работают вообще незаконно, пользуясь лазейками в законодательстве. Ситуация тут действительно странная – нарушение закона есть, и это всем очевидно, а вот ответственности за это никакой не предусмотрено.
Так было, но так больше не будет.
В новом ФЗ № 220 это упущение исправлено, и за незаконную работу перевозчиков вводится серьезная административная ответственность. От водителя до руководителя. Заверяю Вас, мы обязательно воспользуемся этими возможностями в 2016 году с момента вступления этих положений закона в силу.
Мои знакомые из сферы бизнеса порой упрекают меня в неэффективности. Зачем, мол, Вы тратите так много усилий на помощь и поддержание ПАТП, когда есть частники, которые не требуют никакой помощи? Предлагают продать ПАТП, отдать все маршруты частникам, и никаких проблем.
Подход соблазнительный, но принципиально ошибочный. У бизнеса одна задача – получение прибыли, а у нас совсем другая – обеспечение транспортной связности города. Всех его частей, включая и малоинтересные с точки зрения прибыли уголки и закоулки. И в нашей практике были случаи, когда частные перевозчики просто отказывались обслуживать выигранный на конкурсе маршрут, когда он оказывался не таким прибыльным, как им поначалу казалось.
Много разговоров и досужих домыслов вызвала история с ЛИАЗами-гармошками, хотя это классический и ничем не примечательный хозяйственный спор. Взяли мы эти автобусы в лизинг, со временем поняли, что в условиях падающего пассажиропотока – это не самый удачный выбор. Не смогли найти общего языка с лизингодателем и вернули их обратно. Вместо них взяли в аренду более компактные и менее дорогие МАЗы.
Мы, кстати, в последнее время стараемся подвижной состав не покупать, а брать в аренду. И вот почему. Давно ведем работу по переводу наших автобусов на более экологичный и экономичный метан и созданию газовой заправки для ПАТП. Когда мы этого добьемся, нужны будут новые автобусы.
И, наконец, о главном: мы не будем продавать ПАТП. Даже не планируем.
Ровно по тем же причинам, по которым не готовы отдать весь рынок пассажирских перевозок на откуп частному бизнесу. А процедура акционирования, которая должна завершиться до конца года, связана как раз с тем, что мы хотим добиться от ПАТП более эффективной работы.
Сейчас ПАТП – городское муниципальное предприятие, а вскоре станет акционерным обществом, где 100% акций будет принадлежать городу. На первый взгляд, особой разницы нет. Но она есть. Статус АО даст гораздо больше возможностей для хозяйственной деятельности.
Конечно, если когда-нибудь в мой кабинет войдет инвестор с предложением обновить весь парк автобусов, а взамен попросит часть акций ПАТП, то я с восторгом вынесу это предложение на заседание следующей же городской думы. Но контроль над предприятием все равно останется за городом, потому что это безопасность его жителей. Но о таких инвесторах в нынешние времена можно только мечтать. А мы реалисты и можем рассчитывать только на свои силы.
Все это не значит, что мы удовлетворены нынешним состоянием и уровнем работы ПАТП. Совсем нет. Мы разделяем те претензии, которые предъявляют транспортному предприятию вологжане. А у меня, честно говоря, этих претензий к качеству работы ПАТП еще больше. И в трудном положении предприятия виновны не только объективные причины, но и недостатки в руководстве.
Я, как глава города, настоял на продлении контракта директора ПАТП Алексея Карулина до декабря этого года и дал ему шанс исправить недостатки и наладить работу предприятия. Но это – последний шанс.