В силу занятия юридической практикой я вникаю в некоторое законодательство (сами понимаете все охватить не возможно). Одним из моих направлений является кадастровая стоимость. Законодательство в этой сфере не стабильно, постоянно изменяется и имеет много подзаконных актов (ФСО, приказы и тп) на федеральном и региональных уровнях.
Мой интерес к данному вопросу обусловлен моим статусом директора, когда я и мое предприятие, благодаря экс-губернатору Вологодчины Позгалеву В.Е., стали платить больше арендной платы из-за увеличения расчета по аренде, исходя из кадастровой стоимости. Тогда я в первый раз пошел в областной суд, что бы это обжаловать, тогда юристы не имели опыта и практики.
Как тогда так и сейчас я пытаюсь быть "передовиком" в этой теме, но увы как написал выше - за всем не угонишься.Но все же те, кто занимается кадастровой стоимостью общается со мной и мы стараемся обмениваться опытом.
Так вот вчера мне позвонил один знакомый и сказал: " С 01 января 2016 года вводят по Вологоской области для налогообложения недвижимости кадастровую стоимость. Вопрос решенный, мы на него повлиять не можем, но можем повлиять, например, на улучшение работы комиссии по оспариванию результатов. Если у тебя будут предложения, сообщи."
Я в этом году уже был в суде по оспаривания кадастровой стоимости на объект недвижимости и мне суд отказал, так как она еще не применяется для налогообложения.
Я говорил в суде с представителем от Правительства Вологодской области и, если четно, настаивал на введении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы для соблюдения принципов равенста при налогообложении потому, что с 01 января 2013 года, когда было отменено определение инвентаризационной стоимости, вернее не определен по сей день орган, который будет это делать, то часть населения не платит налоги.
Конечно с введением кадастровой стоимости и "упрощенцы" (юрлица на упрощенной форме налогообложения) попадут на налоги, но у областных властей есть возможности уменьшить налоговую нагрузку.
Так вот в суде я очень много написал в заявлении и в последующем к дополнениям к нем.
Оказалось, что меня услышали только в плане введения налогов? А остальное пропустили?
Тогда придется написать здесь и разъяснить широкому кругу читателей, которые платят сейчас или начнут платить скоро.
Налоги на имущество у нас регламентируются Налоговым кодексом РФ, налог на недвижимость юрлиц, является областным и регламентирован статьей 378.2 НК РФ часть 2, а физ лица Главой 32 НК РФ часть 2.
В каждой статье "на откуп" субъекту РФ (области) отдано право ввести налог, но при условии:
"статья 378.2 часть 2 Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества."
"статья 402 часть 1 абзац 2 Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества."
Таким образом при введении налога, должны быть соблюдены нормы утверждения, а значит и определения кадастровой стоимости.
А вот тут начинается самое интересное и казуистическое.
Скорее всего органы власти скажут, что нормы утверждения кадастровой стоимости соблюдены, а нормы определения не важны.
Но когда мы смотрим законодательство, а основной закон для проведения оценки - это Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности." то мы видим, там установлен весьпорядок проведения кадастровой оценки, в который входят:
"Статья 24.11. Понятие государственной кадастровой оценки
Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: (прим. перечисление)
принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
(прим. и после точки дополнение!!!)
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом."
После статьи с 24.12 по статью 24.19 разъясняют процедурные моменты, касаемые списка в статье 24.11.
Статьи 24.20 и статья 24.21 регламентируют внесение и учет сведений в кадастр недвижимости.
Статья 24.17 регламентирует утверждение результатов кадастровой оценки (что и подразумевается в НК РФ), так вот, часть гласит: "В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования)." Важное слово сочетание - принятия отчета, которое в законе не имеет терминологического обоснования и раскрытия термина.
Таким образом, если мы будет руководствоваться термином - оферта (например, раскрытого в статье 435 ГК РФ), который предполагает - "Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.", то Правительство ВО или Департамент имущественных отношений Правительства ВО (который утвердил результаты кадастровой оценки) мог не совершать акцепт (термин из статьи 438 ГК РФ), то есть простыми словами, которые используются в статье 24.17, указанной выше, не принимать отчет.
А какие основания, спросите вы.
Основания - сделан не на ту дату!!!
Согласно статьи 24.15 Федерального закона 135-ФЗ абзац 1: "Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень."
Таким образом дата должна соответствовать дню, на который сформирован перечень.
Вроде все просто, но есть как всегда нюансы, которые вытекают не из второго, а из первого абзаца этой статьи.
Дело в том, что есть ПРИКАЗ от 3 ноября 2006 г. N 358 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ЖИЛОГО ФОНДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НЕЖИЛОГО ФОНДА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В котором есть Приложение N 2 Глава I. Общие положения пункт и часть 3. которого гласит - Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на 1 января года начала работ по определению кадастровой стоимости.
Таким образом датой оценки является 01.01.2011 и перечень формируется на эту дату!
А в нашем случае перечень сформировали на 25.11.2011 и отчет выполнен на эту дату!!!
Результаты же отчета приняты по акту сдачи-приемки выполненных работ № 3-155Д-2012 от 13 сентября 2012 года и утверждены постановлением Правительства ВО от 24.09.2012 № 1125.
Таким образом Правительство ВО утвердило недостоверный отчет!!! который не соответствует статье 11 Федерального закона 135-ФЗ.
Считаю, что перед введением налогообложение, требуется провести новую оценку, при этом она обязательна в 2016 году по закону, так как пройдет пять лет с предыдущий, при этом перечень нужно составлять на 01.01.2016!!!
Теперь о том, если меня не услышат в Правительстве ВО и Законодательном Собрании ВО.
Обещаю вам, что при введении налога, мы сразу все пойдем в суд за отменой таких решений, как основанных на нарушении закона, а отчет будет признавать составленным не на законную дату.
Думаю будет мудрее и целесообразнее не поднимать волну недовольства, а совместно, как пишут от вашего имени в СМИ, разрешать эти правовые коллизиии нормализовать/администрировать налогообложение.
Я не против платить налоги, но (наверно как и все) хочу знать:
1. Законны ли они?
2. Обоснованны ли они?
3. Смогу ли я их платить или стану банкротом?
4. Куда пойдет увеличение поступлений от этих налогов?
5. На сколько будет достигнута справедливость при определении льгот и преференций?
На этом позвольте откланяться.