С праздником, вологжане. Поздравляю вологжан, что помнят имя свое, гордятся своим древним городом.
Сегодня – Семик, день, когда традиционно, год за годом, на протяжении нескольких веков поминали память бесстрашных воинов, Белоризцев.
Настоящий праздник, не то что нынешние, наспех сделанные на коленке, безграмотные.
23 февраля 1918 года - день, когда красные драпали от немцев.
4 ноября - (25 октября 1612 года) из Кремля стали выходить изменники-бояре, присягнувшие на верность польскому королю (среди них – и будущий царь Михаил).
Дата освобождения Кремля – 6 ноября.
Сегодня - настоящий День защитников отечества.А что находятся люди, живущие в Вологде и уверяющие, что никаких Белоризцев вовсе не было... Бог им судья.
1. Это не монахи. Монахи носят черную одежду и по определению являются "черноризцами". Здесь как раз наоборот, герои были в длинных белых рубахах.
Следов использования МОНАШЕСКИХ белых риз на Руси мы находим великое множество в документах того времени; например, в описи имущества Кирилло-Белозерского монастыря, составленной в 1601 году два десятка страниц посвящены описанию именно белых риз, как богато украшенных жемчугом, рубинами, сапфирами и алмазами, так и попроще – «ризы, камка (шелковая ткань) бела, ветхи, изодралися». Начинается же перечисление описанием ризы «…Кирилла чюдотворцамухояр бел, оплечье бархат шелк бел, да лазорев, да черн.»
Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., «Петербургское востоковедение». 1998.
В ризнице монастыря находятся ризы из белой камки пр. Корнилия, (Корнильево-Комельский монастырь)
Более того, православные монахи и сегодня надевают белые ризы!
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.
2.Это не военные. Они сражались без шлемов и кольчуги.
Вариант легенды, относящийся ко времени разорения Вологды и Спасо-Прилуцкого монастыря в годы Смутного времени,записанный лекарем Флеровым:
«Несчастные жители Вологды вышли на поле, на другом берегу (от монастыря) реки Вологды и, желая отомстить полякам, сразились с ними; победа начала склоняться на сторону Литовцев, превосходивших числом и силою своих противоборников; но вдруг являются два неизвестные Витязя, в БЕЛЫЕ ДОСПЕХИ облеченные и железными палицами вооруженные, останавливают побеждаемых, начинающих спасаться бегством, и бросаются с ними на неприятелей, поражают их палицами и вырывают победуиз рук их с потерею своей жизни. Часть неприятелей положена на месте сражения, а прочие бегством сохранили жизнь свою».
Здесь необходимо отметить, что, по крайней мере, в двух вариантах легенды говорится о витязях в белых доспехах. Белый доспех в данном контексте - вид сплошного доспеха, целиком выполненного из железа.
Белый доспех состоял весь из цельного железа; был тяжел и дорог (Брокгауз и Эфрон)
ДОСПЕХ БЕЛЫЙ — вид сплошного доспеха, целиком выполненного из железа … Энциклопедия вооружений
И вообще, слухи о беззащитности русских монахов несколько преувеличены. При епископе Гаврииле в 1686—1688 году Софийский собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева.Архиепископ давал в сопровождение иконописцам вооруженных послушников.
А на Куликовом поле кто рубился? В первых рядах - монахи Троице-Сергиевой лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя.
Благославляя их на бой, вручая им освященные мечи, Сергий Радонежский сказал:
«Дети мои, оба вы в мирской жизни знали военное дело. Вспомните же удаль свою молодецкую, возьмите в руки оружие и будьте вместо меня под началом князя Дмитрия. Но не в мечах ваша ратная сила. Силой духа своего вы сокрушите врагов наших. Духовной крепостью одолеете ордынцев. Вместо кольчуг возлагаю на вас ангельское облачение – великую схиму».
С этими словами преподобный Сергий возложил на головы монахов куколи схимонашеские - головные покрывала, символ отречения от мира. А затем обратился к князю: «Смело и без колебаний иди, княже, на борьбу с безбожниками и победишь. В том порукой тебе будут два инока – Пересвет и Ослябя".
Ну, такое было время – по всей Европе из под монашеских сутан выглядывали кавалерийские шпоры. Именно оттого, что смиренный монах, священнослужитель, не мог с оружием в руках защищать обитель и ее ценности, и возникла нужда в профессиональных воинах, живших при монастырях, с оружием в руках сопровождавших монастырские обозы. И не случайно умерший в возрасте 112 лет Павел Обнорский до конца жизни не принял священного сана, то есть не был черноризцем. А ведь был основателем общежительного монастыря во имя Живоначальной Троицы. (Павло-Обнорский монастырь),
3. Они не являлись православными. Православных героев с честью похоронили бы у церкви. Белоризцев закопали за городом в "убогом дому", где хоронили тех, кто "ушел" без причастия и преступников. Вопрос - тот, кто ушел без причастия – переставал быть православным?
А главным доказательством существования Белоризцев, а также эффективной системы подготовки рукопашного боя является карта России.
От Калининграда (Кенигсберг нами был ДВАЖДЫ завоеван!) до островов в Японском море русские не раз доказывали, чьи бойцы – лучшие в мире. Били и надменных немцев-рыцарей, и чопорных самураев. И живая эта система подготовки артельных бойцов, с непрерывной традицией, существует и сейчас - называется по разному - увладимирцев – кружало, у псковичей – скобарь, в Твери – буза, в Вологде – плясовая «под драку».
На фото - хранители традиции Бузы Виктор Соловьев (Вологда-Череповец) и Григорий Базлов (Тверь) у часовни Белоризцев в Вологде
У японцев, веками мочивших друг друга - америанская индустрия «ниндзямании», китайцы раздули свой шаолинь... Откуда мы знаем о «древних» и таинственных боевых искусствах Востока? А от самих же китайцев и японцев. Отчего-то окружающие ближние и дальние народы не сохранили в своей исторической памяти.
У нас - великая Россия, и по всей Сибири, до Тихого океана, вологодские названия видны на карте.
С праздником, вологжане.