Русский север

[Блогово]

Из Ярославля в Вологду - всего-то четыре часа на поезде. И всё равно, мы бы туда не поехали, а предпочли бы, например, Новгород, если бы не Иван. Я ещё когда планировал этот мини-трип, поставил Вологду главной целью, поскольку как-то привык раз в год тусить с Иваном, а в прошлом году как-то такой возможности не выпало. Между прочим, как рассказал сам Иван, его игра в телеСИ в своё время претендовала на приз "Событие года", вручаемый какой-то местной газетой или радиостанцией. В упорной борьбе Иван проиграл композитору, который сочинил кантату о Вологде - но хоть выиграл у новогодней иллюминации. 

Вокзал Вологды примечателен только тем, что его можно назвать двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву. Впрочем, я вообще в провинции нормальных вокзалов видел единицы - у нас да в Саранске. Остальные порой выглядят так, что не поймёшь - то ли перед тобой областной центр, то ли Ртищево. В Ртищево я, кстати, тоже был, но там-то уж совсем нечего было посмотреть. В Вологду приехали мы вечером - а как вы уже знаете, в это время все церкви закрыты, так что мы даже не стали пытаться. Тем более, на вечер намечался матч поинтереснее вчерашнего. Так что начали мы осматривать Вологду только наутро.

Сперва к нам присоединился Юра Денисов, который горел желанием показать нам очередной монастырь. Потом и сам Иван, не выдержав соблазна, решил провести рабочий четверг в праздности. Так что с утра мы выехали вчетвером. Позднее, Иван упрекал меня в том, что я всячески провоцировал Денисова (который, если что, является убеждённым запутинцем и православным человеком) - но у меня другое мнение на этот счёт. Я считаю, что провоцировали как раз меня - ну а чем ещё можно считать вопросы, типа "ты вообще знаешь, что такое келья?" и "А кто похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, знаешь?" Оставалось только, чтобы Юра ещё ладану начал у меня стрелять.

Так вот, монастырь. Этот монастырь был практически пуст, если не считать монаха на газонокосилке и человека, который очень настойчиво просил нас не фотографировать монаха на газонокосилке. Что в нём было интересно, так это пряничные (этот эпитет уже был, да? тогда) лакированные башни и церковь, с необычными по форме куполами:

Могила Батшкова, в общем, обычная могила, зато на выходе отличная блинная, конечно, я не упустил шанса съесть аж два блина. Мы отправились обратно - и сразу в центр города. Наверняка вы все там бывали, и не раз - так что и сами всё знаете. Но если нет, то там стоит памятник всё тому же Батюшкову - странная композиция "Человек и конь", где конь раза в два больше, чем поэт. Стоит очередной собор, внутри расписанный комиксами и очень, очень холодный. Но выглядит здорово, что уж там: 

По моей версии легенды, когда его строили, Ивану Грозному упал на голову камень, после чего он настолько тронулся, что установил дипломатические отношения с Англией. Самым высоким зданием в Вологде до сих пор является колокольня, на которую мы взобрались и долго рассматривали сверху панораму. Церквей столько, что даже Юра с Иваном не смогли назвать их все.

Внизу, как и положено, лоток со всякой сувенирной дребеденью - но вот что показательно. Я смотрел такие лотки в Ярославле, Вологде, Костроме и везде едва ли не четверть продукции - это разнообразный патриот-трэш. От магнитиков с Путиным и тарелок со Сталиным до карт "Крым наш!" Кто-кто, а такие торговцы просто вынуждены работать на спрос, и, стало быть, спрос на всё это есть, и немалый. Это, конечно, грустно.

Вообще, Вологда - она тоже похожа на Самару. Только другим - тем, как стремительно город может переходить из крупного центра в какой-то село. Вроде только что шли по оживлённой улице, свернули - всё, асфальт кончился, просёлочная дорога и буквально избы вдоль неё. В Самаре тоже есть такие места, где город проще принять за село, чем за миллионник.


Набережная Вологды, центр города. Дома? Какие дома?

Дальше Иван протащил нас маршрутом километров на пятнадцать через весь город, попутно рассказав, что в Вологде два памятника Ленину - большой и маленький, их так и называют, когда назначают место встречи: "У маленького Ленина". Что большой белый монумент борцам за советскую власть называют зубом, и что в дни ивановой юности тут вечно все бухали и тусили, а сейчас как-то всех подразогнали. Что местный ТЮЗ раньше был народным домом, а потом его пожгли черносотенцы. Что любовница Рубцова, которая его убила, всё ещё жива. Что Петра Первого вологжане, по-хорошему, должны шибко не любить, а не музеи его открывать - ведь это из-за его Санкт-Петербурга Вологда пришла в упадок. Что Заречье - лучший район Вологды, поэтому (или потому что?) он там и живёт. Что вот сейчас нам бы неплохо сходить и покататься на аттракционе "Автодром" - ведь у меня теперь есть права, и мне дадут порулить!

Вечером мы познакомились ещё и с отцом Ивана. В их разговоре вологодский говор был слышен очень отчётливо. Насколько я понял, основные его черты - умение произносить слова очень быстро, но при этом не глотая отдельные слоги и звуки. Ну и плюс, конечно, буква "о", которая почти во всех словах звучит именно как "о". Создаётся впечатление, что во рту у человека железная дорога, и язык как будто стучит по шпалам. Ещё одна особенность местного диалога - это слово "дак", начинать предложение с которого не брезгуют ни монахи, ни продавцы в оптике, ни либеральные журналисты. Но в целом, говор понятный, немного теряешься только когда слышишь диалог двух вологжан со стороны. Это не сравнить с Ростовом-на-Дону, где я однажды ждал на железнодорожном вокзале прибытия остальных игроков команды. Когда я первый раз услышал объявление о прибытии какого-то поезда, я не смог понять из него почти что ни слова. Потом уже, минут черех пятнадцать, как-то наловчился. Ещё из говоров на слух я более-менее выделю уральский (особенно пермский), хотя какие его особенности точно не смогу вычленить. Разве что там любят начинать предложения со слова "так".

Дальше мы отправились в Санкт-Петербург, но уж про него-то вы все точно знаете поболе меня, так что предлагаю вам насладиться напоследок брутальным видом нашего экскурсовода (зонтик!) и на этом у меня всё: