Когда я написала свой рассказ "Что мы знаем о хлебе", где речь идет о деревенских ребятишках и их восприятии школьной действительности, на меня обрушилась лавина вопросов: "Да разве сейчас так бывает? Да разве настолько трудно сельским ученикам дается дорога в школу? Да не может такого быть в наши дни! Вы преувеличиваете!"
Конечно, художественные тексты пишутся не для того, чтобы досконально отразить реальность. Рассказ - не статья в газете и не статистический отчет. Однако вопросы о соответствии художественной правды и правды жизни у читателей все равно всегда возникают. По крайней мере, в моей прозаической практике. Вот эта статья из газеты "Мир новостей" - лучший ответ на восклицание "Так не бывает!" Еще как бывает! Даже точнее: бывает и не такое! Я вообще убеждаюсь, что реальность настолько многообразна и противоречива, что воображение литераторов за ней просто не успевает.
Цитата из статьи: "Каждое утро преподаватель математики и физики Игорь Андреев надевает на ноги резиновые сапоги и в половине восьмого ведет старшеклассников в школу. Ведет как Иван Сусанин поляков - по бездорожью. Пятьдесят минут учитель плетется по грязи и хляби, дети ступают за ним след в след". Речь идет о башкирской деревне Старокульчубаево. Но и в Вологодской области примеров не меньше. В том числе и в статистическом отчете Счетной палаты РФ.
А вот ссылка на мой рассказ . Собственно, оба текста на одну и ту же тему, только способ ее раскрытия разный: в первом случае - журналистский, во втором - художественный. Просто за каждой цифрой и за каждым фактом журналист должен увидеть и показать конкретных людей, а прозаик - своих героев.