Как вологодские чекисты Абвер победили

[Блогово]

Никогда столько не врут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Прочитал героицкий опус  о героицких вологодских чекистах, которые Абвер конкретно имели в виду, и вертели его, как хотели, на своем...

Гм, штыке. 

А если дать БОЛЬШЕ информации, и четче расставить акценты, то картина принимает другой вид. 

К заброске  «паршей» (парашютистов-разведчиков) и «маршрутников» на Вологодчину готовили  Абверкоманды 104 и 204.  Абверкоманда 104, (позывной - «Марс») действовала при группе армий «Норд». Ей подчинялись абвергруппы 111, 112, 118 и разведшколы в   местечке Валге и Стренчи.

Уже в 1942 году в Абверкоманду 104 под видом перебежчика удалось внедрить советского контрразведчика Мелетия Малышева, который благополучно «сливал» нашим чекистам информацию об Абверкоманде и подчиненных абвергруппах, а также разведшколе в эстонском местечке Валге ( затем – в Стренчи, Латвия).

Во многом благодаря самоотверженной работе Малышева на Вологодчине задерживались и вовлекались в радиоигру  разведчики в Вожегодском, Харовском и Сямженском районах… Зачастую, уже завербованные Малышевым, они   сразу после выброски сдавались, но попадали в отчетность героического  Вологодского УНКВД (НКГБ), которые насчитали 144 агента Абвера, взятых ими за годы войны.

Но немцы, осуществляя массовые забросы разведчиков и диверсантов, забрасывали их параллельно, и эта тактика себя оправдала - насколько я могу судить, незамеченными прошли забросы на Вологодчину нескольких разведгрупп, подготовленных школой «Малепартус» (Абверкоманда 204), и резонно предположить, что какое-то количество  разведчиков-парашютистов и «маршрутников» оказались незамеченными. Насколько мне известно, они и к немцам не вернулись, а закончили войну на «ташкентском» фронте.

Для этого у них были и документы, и бланки документов, и – деньги! За деньги можно было купить буквально любой документ об освобождении от призыва или увольнении из армии.

"10 октября с. г.,— говорилось в докладе,— УНКВД Ворошиловградской области арестовано пять работников Ворошиловградского горвоенкомата... Эти лица выдавали фиктивные свидетельства о болезни военнообязанным и освобождали их вовсе или на длительное время от службы в Красной армии, получая за это взятки от 2 до 10 тыс. руб.

И так - по всей стране. Разница была только в составе групп взяточников, размерах и форме взятки. В Казахстане, к примеру, брали продуктами, а в РСФСР — в основном деньгами.

Еще одним способом была покупка фальшивых документов. Как признавали сами сотрудники НКВД, поймать людей с фальшивками было куда труднее, чем с документами, оформленными в военкомате. В ноябре 1944 года Берия докладывал:

"НКВД Татарской АССР арестована группа лиц, изготовлявших фиктивные воинские документы об освобождении от службы в Красной армии, отпускные свидетельства, справки о ранении, о нахождении на излечении в госпиталях.
Кроме того, участники преступной группы занимались изготовлением бланков пропусков на въезд в города Советского Союза, а также всевозможных бланков со штампами и печатями советских учреждений и организаций в целях получения остродефицитных продовольствия и промтоваров.
Фиктивными документами и пропусками участники группы снабжали дезертиров и уклоняющихся от службы в Красной армии.
Инициатором и руководителем группы является арестованный по делу Ахмедзянов Х. Ш., 1908 года рождения, татарин, судимый в 1937 году за подделку документов, дезертир Красной армии, с 1942 года находящийся на нелегальном положении.
За время преступной деятельности группы Ахмедзяновым изготовлено до 200 штук только одних фиктивных свидетельств об освобождении от военной службы, за каждое из которых взималось от 7 до 14 тыс. руб.»

Из двухсот клиентов Ахмедзянова нашли только 30. Остальные 170, как можно предположить, пользовались всеми льготами участников ВОВ…

Так что вологодские чекисты в этом деле занимали положенное им место - шестнадцатое, на второй полке слева, и говорить, что уж они прям через коленку преломили ход войны...

Скорее – просто надували информацию, рассказывая начальству, какие они незаменимые, обеспечивая себе сытую жизнь в тылу. Куда легче было геройствовать не на фронте, а арестовывая местных жителей.

   

К примеру, работница госпиталя говорила: наших бойцов посылают в бой московские заправилы с 10 патронами да с двумя гранатами. Немцы наших бьют как мух.

Бац - статья об антисоветской агитации.

С 22 июня по 31 октября 1941 года было арестовано всего в области 438 «болтунов» в том числе в Вологде – 58, и после того арестовывали во множестве, и после стремительного следствия военный трибунал, как правило, выносил один приговор  - расстрел.

К слову, к «шпионам» относились куда мягче. Мне известно, по крайней мере два случая, когда НАСТОЯЩИХ агентов  Абвера арестовали для отчетности по «шпионской» статье, придумав какое-то бредовое задание вроде поджога леса возле военного аэродрома (а какие еще были тогда?) Они благополучно отбыли свои  10 и 8 лет, и по состоянию на 1996 год благополучно жили в уже объединенной Германии, получая пенсию.

Нигде не врут столько, как во время войны?

Вологодские чекисты и после войны до-о-олго  завирательно рассказывали, как они влегкую переигрывали Абвер, а на деле зачастую просто фиксировали  факт добровольной сдачи бывших бойцов Красной Армии, прошедших двухмесячный курс обучения в разведшколе, председателю сельсовета. 

Или – в Бабаево на вокзале к патрулю подошел и сдался добровольно агентАлексеенко.

16 октября 1942 года на границе Харовского Вожегодского районов сбросили 5 агентов, и четверо тут же добровольно сдались с повинной, а пятого вскоре взяли.

1 ноября 1942 годана границе Сямженского и Вожегодского районов сбросили 14 агентов, 15-й застрял в люке самолета и не дал выброситься еще двум, так трое и вернулись на базу. Оцените уровень подготовки крутых агентов Абвера!

Из 14 сброшенных агентов 9 явились с повинной, четверо были арестованы около Вожеги (можно предположить, что просто не успели сдаться)

16 октября 1943 год сбросили группу. И - одного вскоре «взяли» колхозники. 

На Ноябрьском железнодорожном разъезде начальнику разъезда Нестерову сдался агент.

В правление колхоза «Борьба»   Харовского района зашли трое в форме Красной Армии, старший - капитан. И - сдались, выложив оружие, и документы.

5 ноября в колхозе «Правда» колхозники во главе с председателем сельсовета взяли двоих агентов, которые остались переночевать и крепко уснули.

Тогда же в Большедворском сельсовете Биряковского района (ныне входит в Сокольский район) на почту зашел военный и спросил, как пройти в военкомат.Телефонистка объяснила ему, и тут же позвонила в   райотдел НКВД - дескать, незнакомый спрашивал дорогу в райвоенкомат. Навстречу ему вышел начальник милиции и арестовал.  На допросе в милиции тот рассказал, где выбросили группу. Группу тутже взяли - и при задержании они СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕ ОКАЗЫВАЛИ. 

И всех записали себе чекисты! 

Чтобы «арестовать» 105 человек «паршей» и маршрутников, было задействовано огромное количество людей - к 1 января1944 года состав истребительных батальонов насчитывал около 4 тысяч бойцов истребительных батальонов.

Оценку успешной работе вологодских чекистов дали сами немцы – в 70-е годы в лесу под Вожегой, возле станции Явенга, лесники нашли контейнер, предназначеный для работавшей под контролем чекистов группы. Продукты в нем были отравлены, а деньги - фальшивые.

Еще одну героическую чекистскую байку поведал бывший начальник УКГБ по Вологодской области Арабков - так, в его  изложении, в 1943 года  недалеко от Вологды (около Ермаково), был выброшен парашютист в форме  советского лейтенанта, который ОБРЕЗАЛ стропы парашюта, после чего закопал парашют и на попутной машине  добрался до   Череповца,  откуда ПОД КОНТРОЛЕМ ЧЕКИСТОВ он добрался до Ленинграда, и задержали его только в бюро пропусков штаба Ленинградского  фронта, с заряженным пистолетом в кармане. Из этого факта, много лет спустя,   был сделан вывод, что немцы готовили покушение на командующего Ленинградским фронтом Говорова.

Ну, входил в снаряжение немецких парашютистов «капмессер» - складной нож для быстрого выпутывания из парашютных строп в аварийной ситуации, и что?

Блин, ну зачем обрезать стропы, находясь на земле?

Ге-Бе-шному  генералу 80-х годов простительно не знать, с какими парашютами немцы выбрасывали «паршей», а вам, мой читатель, я расскажу, что в основном немцы выбрасывали своих десантников на парашютах RZ, отличающимся множеством недостатков, и главный недостаток - подвесная система. Все стропы на немецком десантном парашюте сходились в одной точке,  расположенной за спиной повыше уровня плеч, откуда двумя фалами прикреплялись к кольцам на поясной перемычке. Дотянуться до строп, что бы обрезать их, было практически невозможно,  пока не погашен купол парашюта.  А когда купол погашен, зачем резать?  Отстегнуть четыре защелки на карабинах подвесной системы все равно ведь нужно, не будет же диверсант разгуливать в советском тылу в парашютной подвеске.

Были у немцев и парашюты совершенно нормальной конструкции,   аналогичные нашим ПД и американским «Irvin», с которыми прыгали летчики, но и там ни к чему было полосовать стропы - подвесная система отстегивалась одним «центральным замком»  системы быстрого сбрасывания.

Так что и к версии покушения на комфронта Говорова нужно отнестись как к типичной «майоро-пронинщине». К 1943 году  немцы уже достаточно знали о полководческих  талантах советских генералов и о роли, которую они играют,что бы охотиться за генералом, смерть которого практически ничего не решала.

Примечание - весьданный материал (кроме фрагмента о двух НАСТОЯЩИХ агентах Абвера, сидевших по придуманной статье) ПОЛНОСТЬЮ  основан на материалах, предоставленных Вологодским УФСБ и ЦОС ФСБ, все циферки, все имена-даты-явки-пароли - от них.