В Кириллов через Рыбинск, в Москву через Кострому. Белозерск

[Блогово]

Древний город Белозерск

Что случается, когда дорога прямая, навык руления - почти автоматический, рефлекторный, коробка передач - автомат, а круиз-контроль поддерживает заданную скорость? Конечно, есть время подумать о чём-нибудь. Вот и я задумался о том, можно ли попасть в Белозерск и не опоздать на паром в Кириллов. Судя по данным в сети, паром ходит также как и в Мышкине: 1 раз в полчаса с противоположных берегов. Однако переправа работает до 20:00, а сейчас около 16... С какой стороны будет финальный на сегодня рейс я не помнил... Впрочем, если уж опоздаем, то всегда можно вернуться крючным путём через ту дорогу, по которой я сейчас и еду. Но ездить туда-обратно одной и той же дорогой - мерзость и поступок, недостойный настоящих путешественников. Сюда же запишем +100 лишних км... И, конечно же, как можно поехать в Кириллов и не побывать в Белозерске?!

Глянув в навигатор, увидел, что до поворота остаётся метров 300 и, конечно же, не сбавляя хода, его проскочил. Вперёд! В Белозерск! Ведь в путешествии всегда должен быть элемент какой-то случайности, неожиданности. Оглядываясь на 2 с хвостом месяца назад, зарываясь ещё глубже в собственную память, я осознаю, что практически все города, через которые я построил маршрут, когда-то очень давно привлекали моё внимание. Вот и сейчас, пока в навигаторе потихоньку уменьшается количество оставшихся километров до Белозерска, я вспоминаю школьные годы, как наш директор-историк ПалПалыч рассказывал про события, связанные с этим городом и соседним Кирилловым. Поглядим-поглядим. 

...промелькнула стелла-указатель, окраины, вполне обычные для наших райцентров, сменяются всё более старыми кварталами. По центральной улице подъезжаю прямо к Кремлю, здесь оборудована большая парковка. Асфальт и тут показался неплохим, сразу видно - место туристическое. А, возможно, это я после шоссе "Рыбинск-Череповец" теперь всё так ощущаю?.. Окончательно мои сомнения по поводу связности туристического места и хорошего асфальта развеяли информационное панно: "Город Белозерск основан в 862 году", ладья викингов и камень с такой же как на панно надписью. Уютно. После того, как вылез из охлаждённой кондиционером машины, понял, что переодевание из джинсов в шорты во время одной из остановок на "самой-убитой-дороге" было оправданным: самая северная точка путешествия оказалось самой тёплой! 



По мосту через бывший ров отправляемся внутрь крепостных валов. Белозерский кремль сейчас - обычный городской квартал. Сейчас здесь расположены музей, детский сад, техникум... Ну и прудик ещё есть. Вот ведь странно: мы сюда на экскурсию приехали, обозреваем достопримечательности... а люди здесь учатся и работают. Канонiчный Спасо-преображенский собор, увы, не действует. 

Время тут идёт неспешно. Такое чувство, что оно законсервировалось: сравнивая свои фото с фотографиями великого русского имперского фотографа М.С.Прокудина-Горского, отмечаю, что деревья подросли и при советской власти разрушили/обезглавили несколько церквей. Надеюсь, скоро и их восстановят. 

Пройдя по основной кремлёвской дорожке на противоположную сторону, упираемся в лестницы, ведущие на гребень валов. Они, конечно, мало приспособлены для перемещения детских колясок, но мы, не задумываясь, начинаем подъём, ведь оттуда открывается совершенно потрясающий вид на Белое озеро. Как в детстве меня удивляло, что оно практически круглое. Как же так, думал я? Ледник в воронке от метеорита? Лень гуглить:) По истории Белозерска и геологии Белого Озера в Сети достаточно материалов, написанных специалистами, а не дилетантами вроде меня, так что ничего добавлять не буду. Отмечу лишь, что Белозерск - один столпов Русской Государственности, наряду со Старой Ладогой, Новгородом и Киевом. Правда, исторический Белозерск находился немного в стороне от нынешнего, рядом с затопленным селом Крохино, у истока Шексны. В некоторых местах высота валов уменьшается, видимо, были деревянные башни, или же срыли специально, чтобы облегчить проход на территорию. В одном таком месте спуск и подъём с коляской по не очень ровной земле были весьма экстремальными. Правда, Глебке это доставило удовольствие - наглая рожица выглядела весьма довольной и похихикивала.


Смотреть панораму в полный размер

Лето - время всякой массовой движухи. Так, в Калязине на улице, спускающейся к Колокольне готовились к выступлению церковного хора, в Угличе - велопробег... здесь же было слышно (хоть и не видно) какое-то местное мероприятие, судя по всему, для школьников. И вот, стоим мы такие с Глебкой на Валах, Ленка отбежала в сторону сделать ещё несколько кадров... и тут, значит, ведущий этого, скрытого от наших глаз, мероприятия просит участников встать, т.к. будет звучать Гимн России. Громко так, хорошо. На весь город. Непередаваемое ощущение, когда слышишь Гимн, тихо себе его поёшь, стоя на валу одного из древнейших наших городов. Градус гордости за Родину в этот момент был так велик, что если б его можно было измерить, наверное, градусник бы взорвался! 

Время идёт, пора выдвигаться в сторону переправы. Успеем ли? Спустившись с крепостных валов, увидели участников вышеупомянутого мероприятия. Видимо, это местный слёт юных лесничих. Забавные ребята в футболках своих городков и посёлков. Ну а нам пора. Только вот надо подъехать к замеченной церкви у самого берега. Уж больно красива. Исследование Викимапии позже показало, что это церковь Всемилостивого Спаса 1723 года постройки.

Берег канала - самая северная точка нашего путешествия. Разворачиваемся. Теперь таховий компас будет всё чаще показывать южные румбы. Где-то здесь, на узкой полоске суши между каналом и Озером стоит колонна Николая Первого (в память о том, что канал построен на его средства), которую мы не увидели, ибо не любит Глебка, когда машина не едет. Немного поплутав по центру, выезжаем в сторону парома на Кириллов.

После того, как мы отъехали несколько километров от города, с нами приключился топографический конфуз: на развилке типа "штаны" поехали по указателю на Кириллов, хотя надо было идти по основной дороге на Липин Бор. Получилось, что мы выехали на старую дорогу, проходящую через деревни Росляково, Панкратово, Глушково. Это всё навигатор виноват - ведёт кротчайшим путём, а данных, чтобы оптимизировать маршрут и по времени тоже у него нет (ну какой дурак здесь будет навигатор включать? тут и машин-то почти нет!). Гравейка убита, если ехать неспешно, километров 20, то будет вполне удовлетворительно. Честно говоря, на этой дорожке большая скорость и не нужна, ведь можно рассматривать местных жителей и их причудливо раскрашенные домики. Ощущение Севера визуализируется: в природе мало ярких красок, поэтому местные стараются дома красить ярко-голубым цветом, ярко-сиреневым...

Ленка, правда, предположила, что кто-то или надыбал краски по дешёвке, или же в магазин местный только такой цвет подвезли... Почуяв, что еду куда-то не туда (а также потому, что прямо идущая дорога всё более терялась в траве, так, что оставались лишь 2 колеи (ну прямо как у нас в углу дачного посёлка, где народ не ездит), останавливаюсь рядом с перекрёстком, чтобы свериться с картой (в навигаторе, на бумажной карте этой дорожки нет). Уходящая налево дорога - хороший асфальт, по которому прямо на наших глазах прошёл грузовик. Пока стояли, Глебка изъявил желание перекусить. Стали мы с Ленкой назад пересаживаться к нему, как тут... КОМАРЫ! МНОГО! БОЛЬШИЕ! ОГРОМНЫЕ ЦЕПКИЕ СЕВЕРНЫЕ КОМАРЫ!!! Так что двери приходилось открывать на счёт "три", а затем быстро перепрыгивать.

Глебка закончил свою трапезу и уселся обратно в кресло, а мы вернулись на свои места и продолжаем двигаться к цели: выворачиваем на хороший асфальт, оказываемся на объезде упомянутых деревенек. Через несколько километров асфальт заканчивается. Вот тут уже настоящая развилка на Кириллов и Липин Бор. Сворачиваем на Кириллов. Гравейка, невероятно похожая на те, по которым ездил пару лет назад на Кипре, и на те, по которым довелось однажды летней ночью 2008 года проехать в Псковской области. Слегка разбита. Наше направление более, встречка - менее. ДПСом тут и не пахнет, так что держусь ближе к центру дороги, почти выезжая на встречную полосу. На скорости около 60 даже не трясёт. Обогнал пару гружёных лесовозов - причина убитости попутной стороны дороги дороги стала понятна. И вот тут меня обгоняет какой-то местный. У него на легковой скорость километров 80. Однако! Неужели подвески не жалко? Или все ямы знает? Всегда удивляло, как местные гоняют! Я вот даже на просёлках вокруг своих родных Пупков за 15 лет не все ямы выучил!

Определённо исчезнувший в зеркалах Белозерск - одно из тех мест, куда вернуться надо обязательно. Пожить дня три-четыре местной жизнью. Может быть, даже без машины (правда, как добираться сюда без машины - вопрос открытый:). Ну а впереди у нас ещё больше половины пути!

За пару километров до переправы, от нашей дороги ответвляется маленькая дорожка , по щепкам видно, что лесовозы уходят туда. И точно - сразу после этого места гравейка становится настоящим сельским автобаном! Ям нет вообще, дорогу подсыпали и проскребли идеально! Еду 80, не трясёт. Вот насколько честный грейдер лучше убитого асфальта? Во много раз! Потому как следить за ним легче на порядок. Если б шоссе Рыбинск-Череповец было грейдером, а не асфальтовой дорогой! Сколько б людей не ненавидели местные дорожные власти? С другой стороны, всё зависит от желания следить за состоянием полотна. Будь-то грейдер, будь-то асфальт. Под эти мои рассуждения в слух мы и выкатились на переправу.

Продолжение следует.