Новый год в ряде регионов России начался с серьезного сокращения или даже полной отмены пригородных поездов, что вызвало недовольство граждан. Критикуют за это в первую очередь железнодорожников, которые, согласно какому-то устоявшемуся с прежних времен мнению, должны нести социальные обязательства перед населением этих регионов. Людей можно понять – для кого-то электричка была удобным, а порой и единственным вариантом общественного транспорта. Что я могу ответить в связи с многочисленными жалобами граждан, намеренных проводить акции протеста и даже препятствовать движению поездов дальнего следования и грузовых составов?
Вместо того чтобы перекрывать Транссиб, лучше обратиться по адресу – в свои региональные администрации по той простой причине, что электрички отменяет не РЖД. Именно местные власти вопреки указаниям Президента и Правительства не обеспечивают должного взаимодействия по созданию безубыточной работы пригородных компаний.
Я уже много раз говорил и не устаю повторять, что транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к финансовой ответственности государственных органов субъектов РФ. Они, согласно законодательству, обязаны заказывать объем перевозок в своем регионе, устанавливать стоимость проезда для населения и компенсировать разницу между «социальным» тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги.
По итогам 2014 года из 72 субъектов РФ только 18 полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков, а 23 компенсируют не более половины (точные цифры задолженности можно посмотреть в наших пресс-релизах на сайте). Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели. Прежде всего это касается Вологодской, Ленинградской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Амурской, Псковской и Белгородской областей, Забайкальского края – там идут наиболее масштабные сокращения электричек.
Власти этих и ряда других регионов закрывают глаза на проблему, делая вид, что ее вообще не существует, несмотря на то что есть соответствующее постановление Правительства, что Минтрансом проводились селекторные совещания, где самим министром все многократно было объяснено. Наплевательское отношение к этому виду обслуживания населения и расчет на то, что пригородные поезда можно заменить автобусными или другими альтернативными видами перевозок – несостоятельны.
Речь идет о неисполнении конкретных указаний федеральных властей. Мне лично приходилось слышать от некоторых губернаторов, что они не оплачивают убытки железнодорожников потому, что им якобы не понятно, как РЖД осуществляет расчеты затрат, что у них есть неясность в отношении тех параметров, которые мы предоставляем. Между тем расчеты расходов пригородных пассажирских компаний осуществляются строго в соответствии с зарегистрированной Минюстом и утвержденной Правительством методикой расчета этих расходов. Когда я отсылаю их к методике и спрашиваю, что именно не устраивает в расчетах, в ответ никаких объективных возражений не получаю. Методика может нравиться или не нравиться, но это – отраслевой нормативный акт, которому все обязаны подчиняться.
Не исключаю, что проблема пригородных перевозок может еще больше усугубиться, учитывая ухудшение экономической ситуации в стране. Некоторые регионы действительно находятся в сложном финансовом положении, и в этой связи буквально на днях Правительство России приняло решение о выделении 25 млрд. рублей из федерального бюджета на компенсацию части инфраструктурных расходов локальных перевозчиков. Таким образом, государство определило: я свою часть дало, остальное должны платить регионы и потребители этой услуги.
Почему же многие продолжают считать, что это должна делать РЖД? За счет чего? Мы – регулируемая компания, тарифы у нас регулируемые, и мы находимся сейчас в таких же сложных обстоятельствах, как и все остальные. Уже второй год работаем в условиях жесткой экономии: в минувшем году «урезались» на 85 млрд. рублей, в 2013-м – на 100 млрд. Сокращать больше нечего, только объем работ. Мы от этого и сами страдаем, потому что в пригородных перевозках занято большое количество железнодорожников.
Проблема отмены электричек обсуждалась мною на недавних встречах с сенаторами в Совете Федерации и с представителями фракций Государственной Думы, где мы полностью и доказательно свою позицию доложили, и она была принята. Законодатели согласились, что проблему надо решать системно – установлением четкой и понятной схемы взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетного обеспечения при осуществлении социальных видов перевозок. Надеюсь, в наступившем году будет сделан решительный шаг в этом направлении.