Мне кажется, что любимый режиссер Андрея Звягинцева – Ларс фон Триер. Потому, что «Левиафан» сделан с «Танцующей в темноте». У Триера Бьорк последовательно теряет зрение, работу, деньги. Ее обвиняют в убийстве человека и приговаривают к смертной казни. Зритель, который ждет справедливости хотя бы в конце, не получает ничего, кроме песен Бьорк.
У Звягинцева Серебряков не поет – он пьет. И тоже последовательно теряет дом, работу, друга, жену. И его тоже обвиняют в убийстве и дают 15 лет – «будет знать, на кого залупаться». И тоже зритель ждет справедливости хотя бы в конце – и не получает ее. И понятно, почему. Если бы зритель увидел русского Химейера, который на бульдозере сносит к чертовой матери мэрию, милицию и церковь, он бы испытал катарсис – так и надо этим сволочам. Но это бы опять был Триер с его «Догвиллем».
И пообещать восстановление справедливости потом, в другой жизни, Звягинцев тоже не может. Это будут колокола на небесах из «Рассекая волны» Триера. Тем более, что небеса в «Левиафане» надежно приватизированы церковью.
А вся история, это не столько сравнение Гоббса: Левиафан – как метафора тупого и сильного государства, сколько парафраз на Книгу Иова. Только без воздаяния праведнику в конце. «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих?»
И главный герой у Звягинцева как Иов вопрошает – за что?
Только врут, конечно, наши мединские и чаплины (протоиерей Всеволод Чаплин хотя и не видел сам фильм, но поддержал мнение православных о картине), что их возмущает то, что русский человек показан со стаканом с водкой. Они бы тогда возмущались фильмом «Ирония судьба». Им не нравится, что в фильме показан симбиоз церкви, государства и бандитов. Они от этого не отмоются. Как не отмылись от сотрудничества с Гитлером и с КГБ.
А если нашим патриотам не нравится «Левиафан», пусть снимут сами что-то достойное. Чтобы зритель испытал чувство гордости за Россию. Только пусть не врут на каждом шагу. Как, например, в патриотическом фильме «Поддубный». Там герой продает свои медали, чтобы купить билет на пароход и вернуться в Россию. На самом же деле настоящий Поддубный конец жизни прожил в ужасной нищете и продавал свои золотые медали в России, чтобы не умереть с голоду. Снимайте шедевр. Кто вам мешает? Но пока получаются только «Елки», «Ирония судьбы-2» и прочая «Цитадель».