Банк мэлач нэ выгавариваит

[Блогово]

Осень 1975 года, Тбилиси, столица Советской Грузии, маленький буфетик в парке на плато Мтацминда. Стоящие в очереди передо мной берут по бутылке пива и по четыре сосиски, буфетчик, явно только что приехавший из деревни в Алазанской долине, называет цену - рубл. Следующему – рубл.

Поясняю масштаб цен - моя стипендия тогда 28 рублей, проезд в метро – 5 копеек, бутылка пива со стоимостью посуды – 36 копеек, залоговая цена бутылки – 12 копеек, то есть  само пиво стоит 24 копейки. Я беру бутылку пива и две сосиски. Слышу то же – рубл. В ответ на мое недоумение, высказанное с должной экспрессией парня с Воронцовки, буфетчик поясняет добродушно: Слушай, дарагой, я мэлач нэ выгавариваю...

Именно эту историю я вспомнил 8 января 2015 года  на улице Батюшкова в Вологде, увидев разницу в цене продажи и покупки наличной валюты. Доллар покупали за 46 рублей, продавали за 66. Евро  покупка 60, продажа 80.

Ладно, ..сточный банк, но в сотне метров «надежный государственный банк» покупал-продавал с той же нехитрой маржой в 20 рублей. Доллар - покупка 50 продажа 70, евро – покупка 60 продажа 80. 

А правильно, чего там?  

Зачем учитывать показатели: официального курса Банка России, стоимость валюты на межбанковском рынке и прогноз движения этого рынка, а также себестоимость банкноты для банка? (Цена банкноты на межбанковском рынке зависит от качества банкнот, различается два основных вида: Brand New - новые банкноты в упаковке банка-эмитента и Fed Fit - банкноты, бывшие в употреблении. Естественно, что стоимость новых банкнот выше, чем бывших в употреблении)

Зачем путем увеличения курса покупки стимулировать уровень покупки долларов? (Такая операция не только позволит получить доход от разницы в курсе, но и сэкономить на банкнотной сделке, которую банк был бы вынужден провести, купив доллары у крупного оператора).

Зачем проводить вдумчивую банковскую политику, если можно просто залудить маржу в 20 рублей, и сидеть, как паук, ждать...