Вологодская область должна «Северной пригородной пассажирской компании» за 4 года более 728 млн рублей
С первого января планируется полная отмена пригородных поездов в Вологодской области, о чём ОАО «СППК» в установленном законом порядке сообщило правительству региона. В ответ на сайте губернатора региона Олега Александровича Кувшинникова появилась публикация о том, что действия компании-перевозчика необоснованны, при этом ссылки на конкретные обстоятельства и документы представлены не были. Информация была размещена на сайте губернатора Вологодской области. «СППК» даёт ответ на эту публикацию.
Переговоры между ОАО «СППК» и правительством Вологодской области с приглашением представителей РЖД велись на протяжении всего 2014 года. Состоялось более 15 встреч на различном уровне. В ходе переговоров стороны пытались достичь компромисса в вопросе субсидирования перевозок. Следует отметить, что именно «СППК» и «РЖД» шли на уступки правительству Вологодской области для сохранения пригородного движения и старались смягчить свою позицию, внося различные предложения по решению проблемы вплоть до рассрочки суммы долга на 10 лет.
Правительством области все предложения были отклонены, а взятые им на себя обязательства, ключевые в данном споре, либо не выполнялись, либо выполнялись с существенным нарушением сроков. Например, совместное обследование пассажиропотока с целью достоверного определения величины пассажирооборота планировалось на май, а было проведено только в ноябре.
Поэтому со всей ответственностью мы заявляем, что до сегодняшнего дня никаких договорённостей, устраивающих обе стороны, так и не достигнуто. Следовательно, компания ничего не нарушала, а все принятые на себя обязательства выполнила в полном объеме.
Подтвердили и забыли
«Точные» расчёты РЭК Вологодской области, или Как 94 млн пассажирокилометров превратились в 173
Откуда же берутся эти самые миллионы рублей? Работа должна быть оплачена, в этом ни у кого нет сомнений, поэтому любая пассажирская транспортная компания для компенсации своих затрат считает все предполагаемые расходы на организацию перевозочного процесса (рубли) и делит их на ожидаемый объем работы (пассажирокилометры), получая при этом тариф.
Именно так и поступает ОАО «СППК». За одним «но». Компания является монополистом, и в соответствии с федеральным законодательством не может сама установить стоимость проезда для пассажиров, а обязана предъявить свои расходы заказчику перевозки (субъекту РФ) на оценку их обоснованности. После проведения процедуры оценки субъект принимает решение об установлении стоимости проезда для населения (формула выше), при этом он имеет право установить ее ниже расчетного уровня, а возникшую межтарифную разницу (выпадающие доходы) компенсировать непосредственно транспортной компании в виде субсидий.
В 2011 году, следуя этой процедуре, ОАО «СППК» направляет необходимые для оценки расходов и установления тарифа материалы в региональную энергетическую комиссию Вологодской области (далее по тексту РЭК). В ожидании оценки осуществляет перевозки по ранее установленному тарифу (в 2010 г.) 14 руб. за 10 пасс.км.
Итог: в течение всего года оценка так и не была проведена.
В 2012 году в РЭК направляется заявка с приложением необходимых материалов для установления тарифа на 2012 год. Расходы заявлены в размере 363,7 млн руб., пассажирооборот на основе результатов работы в 2011 году прогнозируется на уровне 94,07 млн пасс.км (тариф 38,7 руб. за 10 пасс.км).
Заключение выдаётся: расходы приняты в размере 338,3 млн. руб. (95 %), а пассажирооборот переоценен аж до 172,6 пасс.км с ростом на 83 % (тариф 19,61 руб. за 10 пасс.км). Основание - «...пассажирооборот принят на стимулирующем Компанию уровне».
Итог: тариф для населения установлен в декабре 2012 года на «экономически обоснованном уровне» 20 руб. за 10 пасс.км «СППК» направляет жалобу в ФСТ. ФСТ РФ в 2014 году выносит решение пересчитать тариф, а выпадающие доходы учесть при формировании тарифа на 2014 год.
В 2012 же году в РЭК направляется заявка с приложением необходимых материалов для установления тарифа на 2013 год. Расходы заявлены в размере 375,7 млн руб., пассажирооборот на основе результатов работы в 2012 году прогнозируется на уровне 86,6 млн пасс.км (тариф 43,36 руб. за 10 пасс.км).
Итог: в регулировании отказано. Основание - тариф для населения принят в конце 2012 года, он «сойдет и на 2013 год». А то, что существенно меняются условия перевозки, в расчет не принимается. Компания направляет жалобу в ФСТ.
В 2013 году в РЭК направляется заявка с приложением необходимых материалов для установления тарифа на 2014 год. Расходы заявлены в размере 403,7 млн. руб., пассажирооборот на основе результатов работы в 2013 году прогнозируется на уровне 91,13 млн пасс.км (тариф 44,3 руб. за 10 пасс.км).
Заключение выдается: расходы приняты в размере 381,07 млн руб. (94 %), пассажирооборот переоценен до 83,5 пасс.км со снижением! на 8 % (тариф 45,61 руб. за 10 пасс.км).
Компания направляет жалобу в ФСТ. ФСТ РФ выносит решение тариф пересчитать.
Выдается новое заключение: расходы приняты уже в размере 304,07 млн руб. (75 %), пассажирооборот не пересчитывается (83,5 пасс.км) (тариф 36,53 руб. за 10 пасс.км), межтарифная разница определена в сумме более 122 млн.руб.
Итог: тариф для населения установлен в январе 2014 года 22 руб. за 10 пасс.км. В субсидировании межтарифной разницы отказано, основание - не предусмотрено бюджетом.
Общие итоги:
убыток 2011 года - 190,47 млн. руб.;
убыток 2012 года - 238,58 млн. руб.;
убыток 2013 года - 183,23 млн. руб.;
ожидаемый убыток 2014 года -141,68 млн. руб.
Так вот, для чего всё вышенаписанное было изложено. Если внимательно посмотреть, то все те «необоснованные» «сотни миллионов рублей в год», о которых говорил уважаемый господин губернатор, на самом деле были прекрасно понимаемы РЭК Вологодской области. Более того, практически в полном объеме ими принимались. Однако путем нехитрой манипуляции с пассажирооборотом («рисование с потолка») тариф приводился к экономически обоснованному уровню, за исключением разве что 2014 года, когда за действиями РЭК Вологды уже пристально стала наблюдать ФСТ РФ.
Откуда взялись 22 миллиона?
А теперь обратимся подробнее к тому, откуда появились так активно обсуждаемые в прессе 22 миллиона.
Говоря кратко, ситуация такова. В соответствии с решением ФСТ РФ, РЭК Вологодской области должна была пересчитать сумму выпадающих доходов «СППК» за 2012 год, мы говорили об этом выше. Напомним, действия происходят в 2014 году, и реальные данные по работе в 2012 году уже имеются (расходы 381,7 млн руб., пассажирооборот 98,9 млн пасс.км).
Что делает РЭК? Оценивает величину расходов в размере (внимание!) 383,4 млн руб. - то есть выше фактического и выше заявленного в 2012 году, а пассажирооборот берет свой «стимулирующий» - 172,5 млн пасс.км - и получает тариф 22,22 рубля.
Затем находит межтарифную разницу: вычитает из рассчитанного (22,22 руб.) установленный в 2012 году (20 руб.) -2,22 руб. Но мы-то помним, что данный тариф действовал лишь 34 дня 2012 года (С 12 ноября.) И следовало брать усредненный тариф - 14,56 руб. Далее РЭК умножает эту разницу (снова внимание!) на фактический пассажирооборот 98,9 млн пасс.км.
Итог: 132,1 млн рублей межтарифной разницы успешно превращены в 22 млн руб. Для чего?
Почему не берём?
Сумма убытков «СППК» за 2012 год в Вологодском регионе составила 238,5 млн рублей. Правительство региона предлагает «СППК» компенсировать только 22 млн рублей. Причём таким образом, что компания-перевозчик теряет право требовать через суд возмещения оставшейся части долга 216,6 млн. рублей.
Перспектива невозможности получения полной суммы компенсации за 2012 год нас не устраивает. Мы обращались к региону с предложением изменить формулировку в договоре - тогда «СППК» сможет принять субсидию. Но область отказала в изменении формулировки.
А был ли договор подписан и что на самом деле решил суд?
Да, договор был подписан и скреплён печатями. Но речь о договоре на первое полугодие 2014 года. В этот период компанией были соблюдены все условия договора и выполнены все обязательства. Не был отменён ни один поезд. Компания, выполняя свою социальную миссию, возила пассажиров и терпеливо ждала, когда область исполнит все предписания ФСТ и устранит нарушения в тарифном регулировании.
Но любое терпение рано или поздно заканчивается (и в нашем случае совсем не безосновательно).
Проект договора на второе полугодие 2014 года, представленный в адрес ОАО «СППК» со стороны департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, содержал условие, что субсидирование пригородной компании будет осуществляться, если тариф для населения будет установлен ниже экономически обоснованного уровня. При этом органы власти Вологодской области считают, что установленный тариф для населения 22 рубля за зону (10 км) является экономически обоснованным и покрывает расходы перевозчика в полном объеме, и, как следствие, субсидии не предусматривают.
ОАО «СППК» составило к проекту предложенного департаментом договора протокол разногласий, в котором было предложено компенсировать убытки в сумме 100 млн руб., а непогашенную задолженность выплатить в полном объёме следующем году – 2015-м.
Таким образом, договор на второе полугодие 2014 года 28 мая 2014 года был подписан со стороны ОАО «СППК» с протоколом разногласий. Не согласившись с его условиями, Вологодская область обращается в Арбитражный суд Ярославской области об урегулировании разногласий (о полной отмене условий, предусмотренных протоколом разногласий), а «СППК» из-за отсутствия компенсаций начинает отмены пригородных поездов для снижения убытков в текущем году.
В июле 2014 года департамент дорожного хозяйства и транспорта области обращается в УФАС по Вологодской области на действия ОАО «СППК» как субъекта естественной монополии по отмене поездов. В ходе разбирательства УФАС признала позицию «СППК» обоснованной и отказала субъекту в удовлетворении требований.
Вскоре появляется и решение арбитражного суда – в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области подает апелляцию в суд второй инстанции. Результат – в удовлетворении исковых требований отказано.
Итак, на сегодняшний день суды первой и второй инстанций отказали региону в удовлетворении исковых требований подписать договор с «СППК» на условиях области, таким образомпризнав отсутствие подписанного соглашения между сторонами ввиду неурегулированности ряда вопросов.
Напомним, что в декабре 2013 года департамент уже обращался с заявлением в УФАС по Вологодской области о навязывании со стороны ОАО «СППК» условий договора на транспортное обслуживание населения на невыгодных для департамента условиях (возмещение убытков в полном объеме). В удовлетворении заявления было также отказано.
В связи с вышесказанным компания-перевозчик имела все основания вообще не назначать поезда на этот период – второе полугодие 2014 г. Но «СППК» как социально ответственная организация до сих пор продолжает перевозить пассажиров себе в убыток. Но для сокращения некомпенсируемых расходов компания начала плановое сокращение размеров движения, о чём уведомляла Вологодскую область в установленном законом порядке.
Так сколько должны платить пассажиры?
Правительство Вологодской области считает, что население способно оплачивать полную стоимость проезда, и не планирует компенсировать часть цены
Олег Александрович умолчал о самом важном, хотя 26 декабря он рассказал, что область готова установить такой тариф. Действительно, РЭК Вологодской области вынесла решение установить экономически обоснованный тариф в размере 51,785 рублей за пассажирокилометр и установить тариф для населения в размере 52 рубля за зону. Поскольку энергетическая комиссия делала расчёты в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам № 506-Т от 19 августа 2011 года, «СППК» не может не принять этот расчёт и тариф, а тем более самовольно изменить их.
Расчёты производятся в соответствии с федеральным законодательством, поэтому «Северная пригородная пассажирская компания» обязана принять их, как, кстати, это и происходило на протяжении уже четырех лет. В комментариях «СППК» не отвергала тариф, а предостерегала Вологодскую область, что перекладывание на пассажиров обязанности полной оплаты стоимости проезда в пригородных поездах только усугубит проблему и негативно скажется на уже сложившейся ситуации. Ведь, по сути, для пассажиров стоимость проезда увеличится более чем в 2 раза, а это немалая разница.Получается, что вместо того, чтобы проявить заботу о населении региона, частично компенсируя стоимость проезда в соответствии с законодательством, правительство области только перекладывает свои обязанности на плечи граждан. И вряд ли большинству пассажиров такая цена будет по карману. Безусловно, она «ощутимо скажется на затратах потенциальных пассажиров», как и заявил губернатор Вологодской области, но не решит проблему убыточности процесса перевозки. Почему? Да просто люди не поедут, а поезда при этом будут ходить, генерируя новые убытки.
О ситуации в стране
По итогам 2014 года объем перевозок пригородными поездами в России составит 970 млн пассажиров, что примерно соответствует уровню прошлого года. При этом по сравнению с 2010 годом количество перевезенных пассажиров увеличилось на 16,6% с 831,6 млн человек.
В текущем году обеспечили положительный финансовый результат 11 пригородных пассажирских компаний (2 компании без потребности в субсидиях - "ЦППК" и "МТ ППК" - и еще 9 перевозчиков с учетом субсидий - "СЗ ППК", "Омск-пригород", "Алтай - пригород", "ПК Сахалин", "Краспригород", "Волгоградтранспригород", "Самарская ППК", "Волго-Вятская ППК", "Кубань-Экспресс-пригород".
10 регионов полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков. Еще 22 из 73 субъектов РФ в 2014 году компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе 3 субъекта РФ компенсаций не предусмотрели вовсе (Вологодская область, Ленинградская область, Ставропольский край).
Уважаемый Олег Александрович! Как видно из приведённой статистики, далеко не все регионы разделяют Вашу позицию категорического неприятия концепции развития пригородного железнодорожного сообщения.
«СППК» открыта к сотрудничеству с правительством региона на адекватных для обеих сторон условиях
В заключение к сказанному хотелось бы отметить, что компания никогда не снимала с себя ответственности за жителей Вологодской области, безуспешно пытаясь договориться с руководством, и несмотря на убыточность организации перевозочного процесса на протяжении четырёх лет жители региона ездили на пригородных поездах.
Компания по-прежнему готова к сотрудничеству с правительством Вологодской области, если отношения будут носить рациональный и адекватный характер как с юридической стороны, так и в плане социальной ответственности.