Обсуждение проекта бюджета города Вологды на 2015 год подходит к концу. За какой главный финансовый документ предстоит проголосовать вологодским депутатам? Вместе с группой экспертов-волонтеров, которых как и меня волнует куда и на что будут потрачены наши общие деньги, я попытался сделать анализ, понятный простому обывателю.
Начнем с первого "слабого места" бюджета: 5,1 млрд. рублей распределен между 9-ю муниципальными программами: от сверхважных, направленных на социальную поддержку и расселение из аварийного жилья, до «не первоочередных», касающихся развития гражданского общества или обеспечения общественной безопасности. Однако встает вопрос: по какому принципу поделены деньги между программами? Ведь экономического обоснования методики распределения в бюджете не представлено.
По моему мнению, если мы собираемся потратить на нужды ветеранов войны 5 млн., на ремонт дворов - 25 млн., на расселение из аварийных домов - 65 млн., то на выделение почти 70 млн. на «построение гражданского общества» или 40 млн. на субсидирование частных профессиональных спортивных команд, как минимум, должны быть очень веские причины, к тому же подкрепленные весомыми обоснованиями необходимости и независимым экспертным заключением.
Второе "слабое место": отсутствие в ряде программ адресных планов на выделяемые средства. Так, например, из программы «Развитие градостроительства и инфраструктуры» невозможно понять, на какие конкретно дороги, дворы и т. д. будут потрачены выделенные средства, а в качестве результата программы, направленной на развитие гражданского общества, предлагается довольствоваться «увеличением темпа прироста удовлетворенности жителей города Вологды информационной открытостью органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» на 57,1%». А если невозможно понять, то невозможно и проконтролировать результат работы чиновников по реализации данных программ. Я считаю предлагаемый Администрацией вариант: «дайте нам много денег, мы их потратим по собственному усмотрению, на цели созвучные с названием программы и отчитаемся по концу года» неприемлемым, ведущим к снижению ответственности и коррупционноемким!
Третье "слабое место": Отсутствует понятный для граждан вариант бюджета. Бюджет, выложенный на сайте Администрации, требует специальных навыков и высокой квалификации для изучения и оценки.
Что же делать?
В ответ на мое предложение привести бюджет в разумные рамки, жить по средствам В.В. Пешков (начальник Департамента финансов) заявил: зачем, у нас не хуже, чем у других! Но это смотря с чем сравнивать!
Например, город Череповец. Похожий, но по сравнению с областной столицей, в городе металлургов бюджет более прозрачный, понятный и адресный, вплоть до указания ремонтируемых улиц.
Давайте посмотрим бюджет другого соседнего города - Ярославля, где высока гражданская активность, население контролирует работу местной администрации, а Администрация этого города не диктует свою волю представительному органу (Думе), поскольку мэр решением суда отстранён от должности и находится в предварительном заключении по подозрению в вымогательстве взятки.
Чиновников в Ярославле всего около 400 человек (городская администрация и 4 районных вместе) против 593 вологодских. Средняя з/п работника Администрации: 25 000 р./Ярославль и 35 000 р./Вологда. Население Ярославля всего в два раза больше, чем население Вологды. Бюджет же у соседей в три раза больше: 17,5 млрд. руб. против 6,3 млрд. руб. вологодского. Отдельно хочется отметить, что в Ярославле в результате усилий чиновников привлечено около 9 миллиардов рублей из вышестоящих бюджетов.
Сильно бросается в глаза неравное соотношение некоторых трат бюджета:
Например, на массовый спорт власти Ярославля готовы выложить в 5 раз больше, чем в Вологде (200 млн. против 40 млн.).
На ремонт квартир ветеранов, нужды ЖКХ, образование - то же пятикратное превышение.
Однако есть и экономия - на содержание администрации города превышение всего в 2 раза....
Но есть статьи, по которым Вологда впереди!
Например на СМИ в Ярославле в будущем году потратят 10 млн. руб. Это в 4 раза меньше, чем в Вологде.
На спорт высших достижений у соседей запланировано около миллиона рублей против 56 миллионов в Вологде. При этом, в Ярославле профессиональных спортивных команд отнюдь не меньше, чем в нашем городе (ХК «Локомотив», ФК «Шинник»), да и играют они не хуже!
На обеспечение высшего должностного лица Ярославля (мэра) в 2015 году выделят 2,2 млн. руб. Это в 2 раза меньше, чем в Вологде.
Название статьи расходов | Сумма, руб. | % от расходной части бюджета | ||
Вологда | Ярославль | Вологда | Ярославль | |
Всего расходов | 6,3 млрд. | 17,5 млрд. | 100 | 100 |
На социальные нужды | 1,226 млрд. | 3,440 млрд. | 19,5 | 19,7 |
Общегосударственные вопросы | 446 млн. | 856 млн. | 7,1 | 4,9 |
На нужды ЖКХ | 513 млн. | 2,2 млрд. | 8,1 | 12,6 |
На СМИ | 40 млн. | 10 млн. | 0,6 | 0,06 |
На обеспечение деятельности главы города | 5,5 млн. | 2,2 млн. | 0,09 | 0,01 |
Массовый спорт | 40 млн. | 200 млн. | 0,6 | 1,1 |
Спорт высших достижений | 56 млн. | 1 млн. | 0,9 | 0,006 |
Что мы видим из вышеприведенных цифр? Чиновники более богатого, чем Вологда Ярославля, работают меньшим числом гораздо эффективнее и вовсе не озабочены необходимостью собственного пиара. В относительном, процентном соотношении, власти соседнего города готовы выделять больше денег на нужды реального сектора, а именно ЖКХ, «социалку», массовый спорт, и экономят на административных затратах, праздниках, спорте высших достижений, главе города, ангажированных СМИ.
Ряд чиновников же Вологды малую, по моему мнению, эффективность работы компенсируют «Потемкинскими деревнями». Зачем сокращаться и повышать эффективность работы, когда на финансирование муниципальных СМИ запланировано, ни много ни мало, 40 миллионов рублей. Очевидно, что для обязательных публикаций муниципальных нормативно-правовых актов - это слишком большая сумма. Смею предположить, что львиная доля этих денег пойдет на пиар городской администрации и создание ощущения позитивных изменений.
Вывод:
Чтобы действительно, а не на словах меняться к лучшему, Вологде, прежде всего, нужен прозрачный, открытый и эффективный бюджет. Бюджет, в котором прописаны четкие обязательства Администрации перед своими гражданами, даны условия и обоснование выделения денег на различные статьи с понятным объяснением принимаемых бюджетных решений, реально применимые критерии оценки получаемых результатов. К сожалению, несмотря на свою кажущуюся «социальность», большинству этих критериев проект бюджета Вологды-2015 не соответствует, поэтому я не буду за него голосовать на сессии, которая пройдет 25 декабря.