Давно в различных диалогах обещаю написать подробности о рабочей группе по контролю за проектом целлюлозного комбината в Череповце - о том, как я в ней оказалась и о том, что происходит на заседаниях. Откладывать дальше - значит не написать совсем, поэтому буду сейчас что-то вымучивать. Вымучивать - это потому, что довольно давно я поняла, что тема ЦБК (уж извините, мне так привычнее называть) мне как общественному деятелю не близка. Она, конечно, важна для меня как для матери двоих детей и коренной жительницы Череповца - я однозначно против строительства хоть самого золотого и чистого ЦБК, - но входить в состав организаторов каких-либо движений мне в один прекрасный момент просто не захотелось. И это никак не связано с тем, что я чего-то боюсь (ответственности, обвинений, давления и проч.), просто - не хочу. К счастью, я могу быть полностью независима в вопросах того, чем я хочу в своей жизни заниматься и вижу множество тем, идей и проектов, к которым меня тянет (пусть они и не столь социально важные). Каждому своё.
А как же тогда я оказалась в рабочей группе по контролю за проектом строительства ЦБК на берегу Рыбинского вдхр., которую возглавил депутат, председатель постоянного комитета по экологии Михаил Ставровский? Вот это вопрос интересный, потому что совершенно противоречит тому, что сказала выше. Когда в Сети мне попалось объявление о том, что из числа желающих жителей области формируется состав этой самой рабочей группы, я подумала, что в ней обязательно должен быть представитель от ТОС "Городище - наш дом", всё-таки это нам, гродищенцам любоваться на новый завод (если он будет построен) и ощущать все "прелести" его деятельности. Я сама была не готова принять в этом участие и по причине, указанной выше, и по личным обстоятельствам - загрузка по работе и всяческие общественные дела занимают 100% времени. Но я вспомнила, что многие жители после мероприятий в деревне подходили ко мне и писали в личку вопросы о том, как они могут помочь, в чём поучаствовать, а ещё я находила некоторых жителей среди активистов в группе СТОП ЦБК, которые активно там дискутировали, показывая поразительную осведомлённость и желание сделать наш город и, видимо, этот мир лучше. У некоторых по две наклейки Стоп ЦБК на одной машине... Поэтому в сообществе нашего ТОС, где чуть более 400 участников, я попросила "откликнуться жителей деревни, готовых войти в рабочую группу, для того, чтобы, с одной стороны, отстаивая интересы Городища, контролировать экологичность и законность строительства, а с другой, держать в курсе происходящего всех членов нашего ТОС", добавив, что "эта общественная деятельность не потребует от вас большой траты времени и усилий, а польза от нее будет огромная". Дала ссылку на новость в СМИ, указала телефон и на этом успокоилась. Правда, под постом сразу же развернулась дискуссия о том, что мол это всё бесполезно, и войти в группу - значит, смириться со стройкой и проч., что лишний раз убедило меня в том, какие неравнодушные у нас люди.
Спустя некоторое время мне позвонили. Сначала молодой человек, из мэрии (не запомнила имени и должности) - просто спросил, имею ли я отношение к каким-либо ТОСам и уточнил название нашего ТОС. Задал вопрос о том, можно ли со мной связываться по каким-либо вопросам, на что я предложила ему телефон нашего председателя Эдуарда Иванова, но звонящий сказал, "что ему порекомендовали общаться со мной". Было бы время, я наверное попытала бы его о том, кто же дал мне такую рекомендацию и почему :) Через несколько дней раздался звонок от С.С. Беляева - начальника управления по работе с общественностью мэрии города Череповца, которого я, конечно, знаю, но с которым никогда лично не общалась. Мужчина во всех отношениях интересный, позитивный такой (что мне всегда нравится в чиновниках и в людях вообще), но это не имеет отношения к делу. Хотя... я подумаю над этим позже :) В общем, он мне говорит, что формируется рабочая группа и "мы здесь посоветовались и все сказали, что хотели бы вас в этой группе видеть" и ещё какие-то лестности. Я что-то мямлю про то, что вроде как группа по желанию, из горожан..., но Сергей Сергеевич человек деловой и занятой: "позвоните, говорит по телефону такому-то, только обязательно". Ну думаю, уж там-то мне дадут разъяснения, кто это хотел меня видеть и почему. Попадаю в приемную М.С.Ставровского, секретарь деловито спрашивает фамилию и собирается положить трубку, но я всё-таки успеваю задать вопрос: а почему звонят и приглашают, что мало желающих и вообще, что подразумевает участие в рабочей группе? На что она мне вежливо отвечает, что если вы не хотите, то, конечно, вас никто не заставляет, но вы придите, мол, на первое заседание, и там всё будет понятно.
В общем, дорожка из хлебных крошек уходила всё дальше в лес, и вот уже меня пригласили на первое заседание. Как и можно было предположить, по времени оно совпало с важным мероприятием в Городище, на которое я просто не могла не прийти, потому что меня ждали жители. Поэтому, придя в АГР в указанное время, я сразу же обратилась к секретарю и председателю с извинениями, что мне придется уйти раньше. Никто не возражал, и имеющиеся полчаса я решила потратить с макисмальной пользой. Во-первых, стала выискивать знакомые лица, чтобы понять, кто же всё-таки меня "рекомендовал". Несколько шапочно знакомых лиц - вряд ли... О, рядом садится Андрей Ненастьев, но и он бы точно не стал... А вот и житель Городища Андрей Королёв - искренне удивляется, увидев меня... В общем, кукловод, решивший, что общественных дел у меня слишком мало и правильно выбравший тактику общения с блондинкой (лесть - это наше всё!), так и остался за ширмой. Вы ещё читаете? Даже я бы уже не стала!
Вот они, остальные участники рабочей группы: все люди представительные, со званиями, должностями, опытом как раз из тех сфер (лес, экология, медицина, недвижимость, строительство и проч.), которые пересекаются с темой ЦБК. Хмурятся, как-то неуверенно рассаживаются за столы, и мне кажется, большинство думает: "зачем мне всё это". Но нет! Первый же вопрос председателя ставит точки над и: "Все ли, дорогие присутствующие, сами позвонили по телефону хх-хх-хх и записались в рабочую группу, никто сюда насильно не пришел?" И в этот момент я готова аплодировать Михаилу Сергеевичу за формулировку. Да, конечно, сами! И я сама позвонила и записалась, уверена, что и остальные сделали так же. А тем временем машинально шепчу "нет", и вдруг сосед, оказавшийся известным в городе оппозиционером Титовым, радостно оповещает всех, что, мол тут девушка говорит, что она - насильно :) Я краснею-я бледнею, всё-таки общество приличное, но рассказываю как есть, что мне позвонили и т.д. Но председатель "парень-дока, деловой, попробуй срежь" уточняет, кто я (ммм... из Городища, ТОС у нас...) и невозмутимо говорит, что да, пригласили, так как никто из Городища на тот момент не записался. На этом вопрос был исчерпан, а я подумала, что теперь вот нас, городищенцев, здесь аж трое - я, Королёв и сам уважаемый председатель. Который когда-то, будучи тогда мэром Череповца, покупал у меня носки в одном из отделов "Универбыта" :) Кстати, если вдруг мой пост привлечет внимание ГородаЧе, то именно за этот момент, который они обязательно вынесут в заголовок, типа "Бывший мэр Череповца взял в рабочую группу девушку, у которой покупал носки".
Вернёмся в реальность. Дальше произошел интересный момент, который подтвердил правильность моих выводов о некоем предварительном отборе. Поднялась женщина, представившаяся руководителем территориального отдела Роспотребнадзора и заявила о невозможности участия в рабочей группе в связи со своим статусом руководителя надзорного органа. Не странно ли это - сначала позвонить и записаться в группу, чтобы потом прийти и дать самоотвод?
Всё это вроде бы как вообще и не важно - сам человек пришел или не сам, тем более, что противников ЦБК, активистов группы СТОП ЦБК на первом заседании я увидела немало, а они, без сомнения, проявили инициативу и записались в группу сознательно и самостоятельно. Просто это еще раз подтвердило, что 30-ти желающих войти в общественную группу в Череповце наверняка не нашлось, а может и ещё что-то подтвердило. Мне просто показалось это важным.
Что ещё я успела застать на первом заседании - мы все представились, обсудили вопросы о фото и видеосъёмке, диктофонных записях, о публикации пресс-релизов. Я задала вопрос о публикации своих личных впечатлений в блоге и соцсетях, что ни у кого не вызвало никаких возражений ("у нас нет цензуры"). И дико опаздывая, испытывая неловкость по отношению к присутствующим, которые наверняка расценили мой уход как неуважение (или у меня такой "пунктик"), уехала в Городище.
Боюсь смотреть наверх, сколько я уже написала. А ведь надо ещё рассказать и о втором заседании. Оно началось с оглашения регламента и записи желающих на ток-шоу с участием Алексея Мордашова. Я идти не планировала - ничего нового я бы у него не спросила, а переносить пары и делать причёску ради того, чтобы появиться в телике... ну когда-то было интересно... давно. Да и желающих попасть на ток-шоу было с лихвой, поэтому я просто листала буклет о состоянии лесопромышленного комлекса Вологодчины, который нам раздали. Кто автор и издатель этого красочного и достаточно профессионально сделанного буклета, увы, осталось тайной, а вот его рекламная направленность секретом ни для кого не явилась. Просто, ярко, наглядно, оптимистично. "Целлюлоза спасёт мир".
Заседание продолжила презентация проекта ЦК, которую провел заместитель генерального директора компании «СВЕЗА» Борис Френкель. Мне кажется, что он был с нами откровенен. Ну например, признал, что плёс Рыбинского вдхр. уже сейчас сильно загрязнён, что никто не будет строить завод, если жители Вологодчины против. Выискивать в его презентации какие-то неувязки я не могла в принципе, но сомневаюсь, что они там есть - всё-таки люди серьезные и не в первый раз презентуют проект. Читала в обсуждении встречи ВК, что он якобы не ответил ни на один вопрос - неправда, все вопросы получили ответы, ну разве что какие-то просто не успели задать.
Как вам сказать, что лично я поняла из презентации... что я филолог и люблю слова, а не цифры... что как человек, воспитанный журналом "Юный натуралист", я никогда не пойму, зачем рубить деревья... всё видно по моей позе на фото и всё какое-то детское и наивное, как и вопрос, который я в самом конце встречи задала г-ну Френкелю. Он говорил о том, что экологического вреда никакого не будет и даже напротив, будет польза, но для людей, не разбирающихся в химии и производственных процессах, загрязнение напрямую связано с неприятным запахом и дымом. Ну если пахнет, значит, выбросы - как-то так. "Будет ли пахнуть?" - спросила я, на что гость из "СВЕЗЫ" сказал, что нет, запаха не будет. Но вы знаете, проверять всё равно не хочется.
Вы дочитали до конца? Тогда я вам сочувствую, потому что сейчас будет самое сложное, образное и весьма субъективное. Для меня ЦБК - это такой танк, который в мирное время вдруг поехал по улицам нашего города. Сначала ехал себе нагло так, бесцеремонно, не считаясь с жителями и презрительно наводя на них дуло, но затем часть экипажа сменилась и за руль сел не "таксист-чиновник", а "боевой маркетолог". Танк постарались сделать привлекательным для масс (вот вам фоточки из Финляндии, вот серия публикаций и телепередач в СМИ, вот круглый стол, вот буклетики, вот ток-шоу и даже рабочая группа сюда же), но он ни на секунду не сбавил хода и не сменил маршрут. Я боюсь, что и не свернёт. Готова ли я пытаться остановить этот танк, бросившись под него? Извините, нет. Но всё же ясно, что определёнными совместными действиями мы что-то можем изменить, и группа контроля - один из инструментов, которым можно и нужно воспользоваться.