Вот, господа хорошие, решили вы получить водительское удостоверение, допустим, категории В. Потребуется пройти курсы подготовки водителей в автошколе.
До совсем недавнего времени в городе была только одна АВТОШКОЛА, а именно ОТШ РОСТО ДОСААФ. Ученикам давали действительно качественные знания не только в части ПДД и навыков управления автомобилем, но даже в технической части. Каждый выпускник ОТШ имел неплохое представление об узлах и агрегатах автомобиля классической компоновки (других тогда и не было, так как негласно считалось, что сдача экзаменов должна проходить на автомобиле с задним приводом и ручной, конечно же, КПП). То есть, у всех было понимание того, как нужно ездить на автомобиле, на что обращать внимание и многие даже соблюдали порядок осмотра и проверки автомобиля перед поездкой.
Экзамен на право управления ТС в ГИБДД – это теоретическая часть, где нужно показать знания ПДД, и часть практическая, где просто необходимо проявить себя, как умелого водителя. Напомню, что практическая часть включает в себя два этапа: экзамен на закрытой площадке и выезд в город, проверка в реальных дорожных условиях. На закрытой площадке необходимо было уметь выполнять пять упражнений: «змейка» (она же – маневрирование), заезд в бокс задним ходом, разворот в ограниченном пространстве, параллельная парковка и трогание и торможение на подъеме-спуске.
Пока повсеместно не появились автомобили с передним приводом, выполнение трогания на подъеме было задачей не совсем тривиальной. Координация требовалась достаточно хорошая, иначе – откат, заглохший двигатель и все прочие прелести, оцениваемые в три штрафных балла. Поэтому водители еще ТОЙ подготовки гораздо лучше умеют выполнять это упражнение без особой нагрузки на трансмиссию автомобиля. Сейчас достаточно просто выжать педаль газа в пол, не особо задумываясь о последствиях. Остальные упражнения, как и теория, давались всем в разной степени, но давались, особенно хорошо у многих получалась змейка, а вот заезд в бокс и параллельная парковка... так скажем, не всем. Лично мне долго не давалась именно парковка и я долго вечерами в сумерках упорно рулил на соседней с домом площадке.
И каждый, кто сидит за рулем автомобиля, вроде бы, сдал экзамены, показал знание ПДД, умение выполнять сложные маневры в ограниченном пространстве, ездить по городу. Однако каждый день вижу на парковках товарищей, которые демонстрируют, насколько кривые у них конечности и как они «усиленно» осваивали автомобиль в автошколе. Элементарная неспособность правильно поставить автомобиль на стоянку выдает «водителя» с головой.
Встать параллельно с другими машинами, оставив только необходимое для открывания дверей расстояние (и своих, и соседней машины, ведь контуры двери видно хорошо и оценить, какое пространство нужно для их открывния, совсем просто), оказывается неспособно огромное количество управляющих автомобилем. Встать косо, так, чтобы пересечь две стояночных места, чтобы владельцам соседних автомобилей пришлось выезжать едва ли не в притирку, многократно выкручивая руль в разные стороны, переключаясь с задней на переднюю передачу и обратно, двигаясь так называемой ромашкой, чтобы просто не задеть автомобиль *удака, который поставлен вопреки всем правилам. О том, чтобы встать в ряд способом параллельной парковки, во многих случаях и речи не идет. Редко можно увидеть, как водитель быстро и умело встает в свободный карман между двумя машинами.
Нечего сказать и о движении по городским дорогам. Сейчас в автошколах учат сдавать «на права», а не управлять автомобилем. Поэтому ехать 30-40 км/час по городу, будто на экзамене, стало нормой. Грешат этим, в основном, женщины, собирающие за своими мелкими малолитражками заторы. А ведь еще недавно в экзаменационном листе сотрудник ДПС мог поставить не один плюсик в разделе «Мелкие ошибки» и тем самым отправить кандидата в доктора водители на переэкзаменовку.
В. Мелкие ошибки3.1. Не пристегнул ремень безопасности
3.2. Несвоевременно подал и выключил сигнал поворота
3.3. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части
3.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий
3.5. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью
3.6. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП
3.7. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
3.8. Невнимателен по отношению к другим ТС
3.9. Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения и торможения
3.10 Не пользуется зеркалами заднего вида
3.11 Допустил блокировку колес транспортного средства при выполнении экстренного торможения3.12. Иные нарушения ПДД
Сейчас же двигаться со скоростью 20-30 км/час на экзамене – норма жизни. Несоколько лет назад сотрудник ДПС мог выдать фразу навроде «экзамен к обеду сдать собираемся?». И это было нормально – отправлять на переэкзаменовку человека, который не может адекватно управлять автомобилем. Сейчас это делать запрещено. Экзаменатор может только указывать направление движения и давать задания кандидату. Это, видите ли, повышает уровень стресса у кандидата и мешает ему верно реагировать на дорожную обстановку. Народ, да учебные машины уже давно все объезжают за километр, чтобы только не дай-то бог не задеть их случайно или не напугать и без того перепуганного кандидата.
А завтра этот кандидат, едва проехавший экзаменационный маршрут, получит свое удостоверение и поедет по городу собирать пробки, толкать и подбивать автомобили.
Вот, как-то так все и бывает, уважаемые мои водители и кандидаты в водители. И новая машина, которая сама паркуется, сама переключает передачи и вообще едва ли не сама едет с места на место, не поможет вам избежать ни ДТП, ни экстренных ситуаций, ни стресса и мокрых ладошек, нервно сжимающих руль. Ах, да, после получения ВУ почаще выезжайте за город, на скоростные трассы. Там набирается основной экспириенс.