В 2011 году на рынке в китайском городе Фошань микроавтобус сбил двухлетнюю девочку. Водитель остановился, когда тело было уже под машиной. Но он не вышел, чтобы помочь ей. После небольшой паузы он продолжил движение, переехав девочку еще раз. Девочка вскоре умерла. Водитель сам пришел в полицию и объяснил свой поступок так: «Если она мертва, мне нужно заплатить 20 000 юаней штрафа (около $3200), но если бы он выжила, ее лечение стоило бы мне сотни тысяч юаней».
Под колесами сейчас находится и наша экономика. Рубль еще и не начинал падать. Пока его поддерживает только необходимость уплаты налогов крупными российскими компаниями. А также «разъяснительная работа», проведенная с руководством крупнейших банков. А перспективы самые безрадостные – золотовалютные резервы 420 млрд, а внешний корпоративный долг российских компаний составляет 700 млрд долларов и в следующем году нужно выплатить более 100 млрд по процентам. Плюс 50 млрд – по судебному иску за разграбление ЮКОСа. Плюс – 100 млрд ежегодный отток капитала. Плюс резкий рост военных расходов. Плюс падение цен на энергоносители. Точнее – это все не плюсы. Это минусы.
И в следующем году полный телевизор проиграет пустому холодильнику с разгромным счетом.
Сейчас аналитики ждут послания президента 4 декабря. Основных сценариев два:
Первый – «мобилизационный». Что-то в стиле Черчилля – «Мы будем сражаться с врагом на суше, мы будем сражаться с ним на море, мы будем сражаться с ним в воздухе, пока с Божьей помощью не избавим землю от самой тени его и не освободим народы от его ига». Или – «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слёз и пота». Сплотим наши ряды и дадим решительный отпор. Закрутим гайки и обложим налогами.
Сценарий, чудовищный по своим последствием. Не получится поднять Россию милитаристским путем. Это будет даже не предвоенная Германия – будет обложенный санкциями религиозный Иран. А еще через несколько лет начнется развал России.
Второй вариант – новая экономическая политика. Снижение административных барьеров. Создание режима наибольшего благоприятствования для ведения бизнеса. Налоговая и уголовная амнистия. Полна прозрачность бюджета. Резкое сокращение госаппарата и силовых структур. Показательные процессы над коррумпированным руководством. Отмена цензуры на телевидении. Инвестирование средств в развитие собственной страны.
И тогда есть шанс на медленное выздоровление тяжелобольной страны.
А решение сейчас принимает один усталый и заурядный человек.