Впервые в Беларуси в Гомеле в "Картинной галарее Г.Х. Ващенко" в понедельник, в 17.00 открывается уникальная фотовыставка Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия - миру".
Нам вчера посчастливилось посетить выставку, которая "зацепила" очень сильно. Все мои друзья знают, что в каком бы городе мы не были, какую бы стану не посетили, мы обязательно бываем в церквях, храмах, соборах, костелах, мечетях, синагогах. Религия у каждого из нас в душе и наше личное дело, как мы относимся к Богу или верим в высшие силы или высший разум, но для нас все вышеперечисленные строения являются своеобразными музеями, сохранившимися с давних времен и донесшие в своих стенах до наших дней искусство архитектуры, иконописи, духовное наследие. Это культура народа, история религии, возможность узнать что-то новое и уникальное.
Исторические и временные потрясения, катаклизмы и войны к огромному счастью глобально не коснулись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который и сегодня благополучно действует. А находится он в селе Ферапонтово, что в 120 км на северо-запад от Вологды, на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Ученые утверждают, что благодаря летописям, сохранившимся на откосе северной двери именно Дионисий и стал иконописцем, который расписал стены собора Рождества Богородицы. Помогали ему сыновья, а это значит, что был он хоть и верующим, но не монахом. А так же доподлинно известно, что краски для росписи стен ему привозили из Италии, что говорит о том, что Дионисий был не бедным художником. Его стенопись датируется 1500 - 1502 годами, а сам же собор основал и построил Ферапонт Белозе?рский (Ферапо?нт Можа?йский, а в миру — Феодор Поскочин, живший в 1331—1426)святой Русской православной церкви, почитается как чудотворец.
Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.
Дионисий (ок. 1440—1502) – один из выдающихся художников, олицетворяющих собой Золотой век иконописи XIV-XV вв. на Руси. Его считают ведущим московским иконописцем - изографом конца XV — начала XVI веков, продолжателем традиций Андрея Рублёва.
А имя его стоит в одном ряду со знаменитыми творцами эпохи Возрождения Микеланджело и Леонардо да Винчи, а так же с великими русскими иконописцеми Феофаном Грекам и преподобным Андрееем Рублёвым.
История монастыря очень интересная и мне хочется посетить это место.
Естественно, хочется посмотреть древние фрески собственными глазами, прикоснуться к стенам древнего собора, к самой истории.
Площадь стенописи собора 600 м?. В это даже поверить сложно! Но вместе с тем, это единственная документально подтвержденная роспись мастера.
Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков
Это все я описала для того, чтобы жители и гости Гомеля поняли, какое счастье, что они могут увидеть уникальные фрески в фотографиях, передающих свет, цвет, душу, историю, энергетику. К огромному сожалению, фотохудожника Юрия Ивановича Холдина уже нет среди нас, но созданные им работы в течение 1992–2007 годов мы можем увидеть. Столько лет трудов, а это огромный труд, поверьте, ведь не просто сфотографировать элементы стен, тут и свет, тут и ракурс. и высота... Тут и душа, и история, и опыт, и мудрость, и навык... Нельзя передать в фотографиях так все, если не знать историю, религию, библию...
Его работы, а создано их около 400, имеют не малые размеры. Фотоработами Ю.Холдина восхищается весь мир. За восемь лет существования экспозиция побывала в Третьяковской галерее, Музее архитектуры им. Щусева, Музее декоративно-прикладного искусства, ЦВЗ «Манеж», Политехническом музее, в Музее-заповеднике «Коломенское», в Санкт-Петербургской академии художеств; её с огромным удовольствием посмотрели жители Великого Новгорода, Костромы, Курска, Иваново, Нижнего Новгорода, Липецка, Воронежа, Новосибирска, итальянских городов Мерано и Альмезе (Торино).
В 2012 г. – в год 510-летия ферапонтовских фресок по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла большая часть – более 400 работ мастера светописи оставлены в постоянной экспозиции Музея Храма Христа Спасителя в Москве.
В Гомель привезли 90 работ, расположены они в четырех залах.
Вчера нам посчастливилось послушать вдову фотохудожника Юрия Холдина Екатерину Данилову, удивительную женщину, знающую историю монастыря, историю собора, рассказавшую обо всех фрагментах стен, переданных в фото, о мастерстве древнего икогописца Дионисия и работе своего мужа.
Екатерина Данилова рассказала:
– Ничего сопоставимого с фресками Дионисия нет во всем мире. Это вершина русской иконописи эпохи ее расцвета. Другого столь масштабного цикла фресок такой совершенной художественной культуры, как у Дионисия, в России нет. Ферапонтово – единственное место, где фрески Дионисия никогда не поновлялись кистью другого художника. При реставрации их очистили от пылевых, биологических наслоений и закрепили в том состоянии, как они дошли до нашего времени, не вторгаясь в авторство иконописца. Сохранность фресок уникальна для памятника, прожившего столь долгую жизнь: датировка завершения росписи собора 1500– 1502 годы. Дионисий превзошел всех своих современников в передаче пластикой иконописания опыта богословия Фаворского света. Его предшественники, Феофан Грек и преподобный Андрей Рублев, тоже искали, как передать нетварный свет в иконописании. Творческий поиск в этом направлении шел почти два столетия. Дионисий довел его до совершенства.
Роспись собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтово – это триста иконописных сюжетов.
Выставка открывается в понедельник, 27 октября и продлится до 23 ноября 2014 г.
Советую посетить всем.
Организаторы:
Гомельский епархиальный Центр Семьи и Детства «Ладушки»
Государственное учреждение «Картинная галерея Г.Х. Ващенко»
Фонд «Фрески Руси» (г. Москва)
Государственное учреждение «Картинная галерея Г.Х. Ващенко» находится по адресу: г.Гомель, ул. Карповича,4