Фотографии: Scanpix Sweden
19.10.2014, Швеция | Четвертые сутки шведские военные ведут охоту за иностранной подводной лодкой, следы которой были обнаружены в районе Стокгольмского архипелага. Поиски ведут четыре корабля Svenska marinen, включая корвет «Висбю» К31 (корабль-невидимка, изготовленный по технологии Стелс), вертолеты, катера береговой охраны и более 200 военнослужащих. Вчера вечером появились сообщения, что подводная лодка может быть российской — в частности, шведская пресса пишет о мини-подлодке проекта Тритон-НН, предназначенной для транспортировки водолазов. По данным Svenska Dagbladet, служба радиоперехвата шведских ВМС (F?rsvarets radioanstalt) зарегистрировала радиопередачу на русском языке из своих территориальных вод. Сигнал помощи был направлен из района Стокгольмского архипелага на русском языке. Сигнал был пойман дважды - один раз в зашифрованном виде. После второй передачи шведские военные установили, что приемник радиосигналов, по информации Svenska Dagbladet, расположен в российском Калининграде, где находится база Балтийского флота РФ.
Министерство обороны РФ, в свою очередь, опровергло информацию о том, что российская подводная лодка подала сигнал бедствия из шведских территориальных вод. «Подводные лодки ВМФ России, как и надводные корабли, выполняют задачи в акваториях Мирового океана в соответствии с планом», — сообщил Интерфаксу в воскресенье официальный представитель оборонного ведомства. «Никаких нештатных и, тем более, аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет».
Шведские военные продолжают поиск субмарины в районе, который указан на карте, и пока никак не комментируют свои действия.
Скандинавская пресса в эти дни, конечно, вспоминает известный скандал 1981 г., когда советская подводная лодка С-363 прошла в шведские террориториальные воды и добралась до акватории военно-морской базы в Ландскруне, где в ночь с 27 на 28 октября села на камни у острова Турумшёр.
Существуют разные версии того как и зачем советская подводная лодка попала в то место, где оказалась на мели. Советская пресса, когда скандал невозможно уже было утаивать даже от населения СССР, сообщила, что «советская дизельная подводная лодка №137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции». Может дело обстояло именно так, тем более, что в самом начале похода из военно-морской базы Палдиски подлодка зацепила рыбацкий трал, который повредил стекло ветроотбойника, сорвал несколько деталей на рубке и свернул рамку радионавигатора. С другой стороны, лодка каким-то мистическим образом смогла пройти сложный маршрут между островами архипелага по секретному фарватеру шведских ВМС, который составлял в ширину всего 12 метров. А в то самое время, когда С-363 оказалась у базы ВМС в Карлскруне, шведская подводная лодка «Нептун» проводила испытания нового вида торпед.
Советские подводники попытались снять лодку с мели самостоятельно, применяя полный ход дизельных двигателей, но безуспешно и лодка только прочнее уселась на шведские камни. Обнаружил ее утром рыбак Ингвар Свенссон, который тут же сообщил о находке береговой охране. Военные сначала не поверили рыбаку и патрульный катер подошел к лодке только через час.
О происшествии было доложено начальнику штаба Военно-Морской базы Карлскруна капитану 2 ранга Карлу Андерссону, который немедленно отправился к подлодке. Поднявшись на рубку, он попросил переговорить с капитаном. Командир лодки провел Андерссона в кают-компанию и предложил «флотского чая». За столом обстановка несколько разрядилась и начальник штаба ВМБ дружелюбно предложил советским подводникам помощь, отправив субмарину домой не поднимая шума. Но информация о советской подлодке ушла в Стокгольм и вызвала среди военно-политического руководства Швеции шок. После чего настало время активных действий, а в штабе Балтийского флота, наконец, осознали, где находится подводная лодка С-363. Пока дипломаты пытались найти пути выхода из сложившейся уникальной ситуации, ситуация стала стремительно ухудшаться. На помощь С-363 вышла эскадра Балтийского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Образцовый». Главнокомандующий Вооруженных Сил Швеции получил приказ держать границу на замке и батареи береговой артиллерии готовили всерьез открыть огонь по советским военным кораблям в случае нарушения границы. Шведы провели радиологическую разведку около лодки и объявили, что на ее борту находится ядерное оружие. Экипаж лодки занял оборону, на берегу появились подразделения шведской морской пехоты. Швеция объявила сбор резервистов.
1 ноября 1981 года советский МИД получил от шведского посла в Москве условия освобождения подлодки: СССР должен принести извинения за вторжение; оплатить все расходы по спасению субмарины (5 миллионов шведских крон или 1 миллион рублей); снимать подлодку с банки будет шведское аварийно-спасательное судно; командир подлодки и офицеры должны быть допрошены шведской стороной.
СССР согласился со всеми условиями, попросив только заменить слово «допрошен» на «опрошен». Так или иначе командир советской подводной лодки С-363 капитан третьего ранга Анатолий Гущин был отконвоирован в отделение полиции, где его допрашивали в течение шести часов. Шведская пресса в это время, посмеиваясь на незадачливыми советскими подводниками, назвала лодку «Whiskey on the rocks» (Whiskey — название этого типа ПЛ по классификации НАТО), намекая на название алкогольного напитка со льдом, которым могли злоупотреблять на борту лодки.
На следующий день правительство Швеции дало расширенную пресс-конференцию, подведя итог недельного стояния подлодки С-363 на камнях. После которой 5 ноября 1981 года шведы приняли решение стащить лодку с мели, вывести ее в нейтральные воды и передать для дальнейшей буксировки кораблям советского военно-морского флота.
Утром 6 ноября в 08:00 буксир вывел подлодку в открытое море, и через 30 минут советская субмарина пересекла территориальные воды Швеции. 7 ноября 1981 года лодка своим ходом вернулась на базу в Лиепае в тот самый момент, когда на Красной площади в Москве шёл военный парад и демонстрация трудящихся.
Как только подводная лодка пришвартовалась к причалу, офицеры были отправлены в штаб, где начала работу комиссия по расследованию инцидента. Мичманов и матросов опрашивали прямо на борту. Итогом работы специальной комиссии стало увольнение капитана 2 ранга Иосифа Аврукевича из состава ВМФ, командир подлодки С-363 Анатолий Гущин был снят с должности и направлен для дальнейшего прохождения службы в береговую часть. С того момента лодку С-363 иначе как «Шведский комсомолец» не называли. В 1988 г. она была списана и пущена на металлолом.
Инцидент с ПЛ С-363 нанес серьезный ущерб престижу военно-морского флота СССР и серьезно ухудшил отношения со Швецией, в которой потом много лет искали советские подводные лодки, принимая за них любые непонятные объекты в море. Большинство населения страны стало считать СССР враждебным государством.
На месте, где в 1981 г. села на мель советская подводная лодка С-363, шведы поставили памятный знак.