Монастырь основан на горе Гледен, при слиянии рек Сухоны и Юга, во время правления кн. Всеволода III Юрьевича. Здесь находился древний чудской город Гледен (Устюг был славянский).
В 1438 г. в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.
В 1841 потерял самостоятельность и был приписан к Михаило-Архангельскому монастырю в Великом Устюге. Считается одной из старейших обителей Вологодской губернии.
Здесь хранится золоченый резной иконостас – настоящее сокровище мирового уровня в стиле барокко. Находится он в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.
Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись.
Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Вообще-то скульптуры в церковном убранстве в России были запрещены. Такое нарушение православных канонов было возможно либо в столице, под императорским патронажем, либо в глухой провинции, вдали от цензорского присмотра.
(обращаем внимание на масонский треугольник)
P.S.а в деревне Морозовице оказались очень забавные домики.