Взгляд на Вологду с берегов Белого озера

[Блогово]

Когда речь заходит о   древнейшем нашем городе Белозерске, то попытка   заглянуть в его историю, то естьпроследить его след во времени, неизбежно заставляет    заняться и географией.  

Я не раз бывал на Белом озере, пытаясь осознать логику перемещений города, и только недавно мне удалось построить   логически непротиворечивую версию, которая объясняет  странности - гипотетический Белозерск-на-Шексне (Крохино) никак не тянет на город. Так, небольшой погост.

И Варяжский городок на северном берегу никак не тянет на большой город, упоминаемый в летописях, и по размерам, и по времени - раскопки показали, что культурный слой «Варяжского городка»  на речке Киснемке датируется не ранее, чем IX веком.

Как же упоминания Белозерска в летописных преданиях, относящиеся к ПЕРВОМУ веку?

Фрагмент, рассказывающий о бегстве людей из Словенска: «И изомреша людей без числа во всех градех и весех, яко некому же погребяти мертвых. Оставшии же люди пустоты ради избегоша из градов в дальние страны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Белоозеро...»

У меня получилась   такая последовательность– Белозерск-на-Шоле, (по крайней мере первый век н.э.), Белозерск-на-Киснеме(IX век), – и – нынешний Белозерск на южном берегу Белого озера (с XIV века) - это   древний Карголом - (Хутор Карголом и ныне входит в состав города).

А теперь – подробней.

Изначально  ГОРОД Белозерск, одна из северных столиц, располагался  на 40 километров западнее Варяжского городка на Киснеме, в устье реки Шолы. Примерно на том месте, где ныне находится деревня Верховье.  И сейчас на этом месте видны величественные   земляные валы, напоминающие, где проходили  городские стены древнего Белозерска. 

  Остатки огромного  древнего города впечатляют: «Длина его укрепленной части чуть меньше восьми километров. Город имеет очень развитую структуру. В левобережной северной части посад делится ручьем на две не вполне равные части. По обе стороны ручья расположены кромы. К каждому из них примыкает два ряда укреплений, полностью замкнутых по берегу. По их трассе сохранились земляные валы, поросшие лесом, местами перерезанные современными дорогами. Кроме того, выделяется отдельное небольшое обвалованное укрепление, стоящее на бывшем острове и соединявшееся с сушей дамбами».   (Кудрявцев М.П.)

Почти 8 километров!   

Для сравнения - длина стен  вологодского Кремля, построенного Иваном Грозным - 3 км 100 м.  (По набережной реки Вологды, по Золотухе, по скверу на ул. Октябрьской и по скверу на улице Ленинградской как раз выйдем к древнему рву и остаткам крепостного вала)Площадь – 56 гектар.

Представьте - рядом с ним поставлена такая же по размерам крепость, да еще  архиерейское подворье, которое ныне считается вологодским Кремлем.  То есть - две большие крепости, и рядом одна поменьше...

К слову -   укрепления древнего города Белоозеро аналогичны укреплениям древнего Новгорода Великого, где совсем рядом стояли ТРИ отдельные крепости родоплеменных союзов.

Сходны с ними   и укрепления  

Белозерска-на-Киснеме -   сам город-крепость и через речку  Варяжский городок.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. (...)Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске». — «Повесть Временных лет».

Зачем? - может возникнуть   вопрос сегодня.  Зачем нужно было городить в одном месте   несколько крепостей, вместо того, чтобы воздвигнуть одну, мощную и неприступную?

А теперь представьте   -   пришли завоеватели к стенам   древнего Белоозера, и сразу проблема – КАКУЮ  крепость штурмовать?   Обложить  осадой  все три крепости, стоящие рядом - это  какое же войско надо привести с собой?   И встать между крепостями попробуй   - не с одной, так с другой крепостной стены     прилетит стрела.

Собрать все силы в кулак, пойти на приступ одной крепости – тебе тут же в спину ударят соседи.

В общем, до появления  многотысячных армий и огнестрельного оружия  такой обычай – постройка рядом нескольких укреплений - тактически был вполне оправдан.

И хозяйственных споров меньше - родственные, но разные племена живут отдельно, каждый своим хозяйством, и в лихую годину вместе обороняться легче. И понятна ОДНА крепость нынешнего Белозерска, которая строилась уже в пору огнестрельного оружия.

И в связи с этим стоит по новому взглянуть на     существование в Вологде ДВУХ городищ - собственно Вологодского и Лукьяновского. 

Историки до сих пор спорят -   Что было раньше?  Вологда или Лукьяново? И выдвигают гипотезы – дескать, сначала был город у Лукьяновского ручья, а потом  его перенесли (ЗАЧЕМ?)   к Хрулеву ручью. А если они существовали ОДНОВРЕМЕННО?

Представьте - пришли завоеватели на ладьях, ушкуях, шнеках или драккарах по реке Вологде к городку Вологда. (Других путей в глухой заболоченной тайге тогда не было).    От Вологодского городища до Лукьяновского по извилистой реке, мимо Прилук - 11 километров, часа два на веслах, а то и больше. А напрямую - чуть больше двух километров.

Возможности для маневра силами – на стороне защитников. Минут за 15 добежит гонец до соседей,   еще полчаса – и в тыл нападающим   ударят соседи.

А  чужаки  в это пространство между двумя городками  вряд ли сунутся -   чужой лес, незнакомая местность с болотами и заболоченными берегами ручьев, с волчьими ямами и самострелами на тропах, и таящимися в кустах  меткими стрелками.    Это в открытом бою   двенадцатилетний подросток против здоровенного   вооруженного мужика не сможет выйти, а влепить стрелу в шею - это легче, чем белке в глаз.

*            *                 *

Вот уж воистину - мы ленивы и не любопытны.  Древний Белозерск-на-Шоле находится во вполне населенной местности, и сквозь его валы проложены современные  автодороги.

Потратили два миллиарда рублей на празднование   юбилея древнего города,  и потеряли при этом сотню  лет истории города. Дата первого упоминания Белозерска в письменных источниках  - 862 год.  От 2012 отнять 862   - сколько будет? 1150.   Но, с какого-то перепугу в 2012 году  отмечали 1050 лет Белозерску...

И  никаких раскопок на   месте древнейшего нашего города не проводили!

Ну, так чего ж удивляться байкам о   мифических славянах, которые колонизовали дикие, пустынные места территориинынешней Вологодской области? Странное представление, сложившееся о местных жителях тех времен, иллюстрируют слова    Вильяма Похлебкина, историка-международника, специалиста по внешней политике стран Центральной и Северной Европы:

«Они (древние угро-финские поселенцы) не имели ни городов, ни сел либо деревень, жили в небольших, укрепленных поселениях по берегам рек – так называемых « городках», память о которых до сих пор осталась в названиях Белый городок (на Волге под Кимрами), Тарногский городок (вблизи впадения р. Тарноги в Сухону),   Кичменгский городок (на р. Кичменге вблизир. Юга и др.»

Если быть точным, то Кичменгский Городок расположен на реке Юг ниже впадения Кичменги.   А рядом, в семи километрах от города-крепости Кичменгский городок - деревня Городище. Здесь, значит, тоже был город на месте нынешней деревни.

А в восемнадцати километрах по прямой   (по дороге – 30 км.)  был город Кобыльский городок на реке Юг.

На Западе Вологодской области тоже есть Городище, деревня близ Череповца входит в состав Югского сельского поселения. Зеленый городок на Северной Двине в месте впадения реки Обокша, Большой Городок на реке Мста в Новгородской области, еще больше двух десятков населенных пунктов с названием Городок на Северо-Западе России и 22 – с названием Городище    (остатки развалин города или укрепления по Далю) …

То есть - кто дикий?   Наши предки, строившие укрепленные поселения в те далекие времена, или - нынешние историки,которые умудряются перечислять   эти городки, как укрепленные поселения древних жителей, и   в то же время утверждают, чтоместные жители не имели   «ни городов, ни сел либо деревень»!

И кто мы, нынешние вологжане?

Целый древний город лежит  у нас под ногами, и ни где-нибудь,  в недоступной глуши,  в пустыне или дикой тайге, а в черте города. Не то что на рейсовом автобусе, пешком  вологодские археологи могут ходить из дома на раскопки в Лукьяново. Но раскопок – нету...