Вот в Швеции и настал день выборов. Об агитации я уже писал, осталось осветить главное.
Во-первых, оформлены они очень скромно. Просто висит бумажка со стрелкой - никакого пафоса.
Вот вход на сам участок. Кстати, это место носит имя моего любимого шведского писателя Ялмара Бергмана. Он, как оказалось, из Эребру. Именно здесь мы и наблюдали голосование.
Первым делом избиратель берёт себе бюллетени. Их можно принести с собой - партии их печатают сами и раздают на улицах. В бюллетене указывается название партии и партийный список. Цветом обозначается уровень выборов: в Риксдаг, региональные и местные органы власти. Избирают при этом только представительные органы, исполнительная власть целиком назначаемая.
Вот те же бюллетени во время досрочного голосования. Фото сделано в Стокгольме на участке, который расположен внутри Риксдага.
Возвращаемся в Эребру. С бюллетенем избиратель идёт в помещение, где стоят кабинки и урна.
Вот так кабинка выглядит изнутри (снято в Стокгольме в Риксдаге во время досрочного голосования):
Внутри кабинки избиратели запечатывают свои бюллетени в конверт.
Встречаются и сидячие места (на участке в Риксдаге):
Вот комиссия с участка в Риксдаге:
А вот комиссия в Эребру. Избиратель подходит сюда со своими конвертами, члены комиссии находят его фамилию в базе данных (или в списке) и ставят отметку о том, что он проголосовал. Конверты в урну кидает член комиссии. Для каждого уровня выборов своя урна. Сначала конверты кладут сверху на каждую из урн и спрашивают у избирателя, уверен ли он в том, что хочет именно так распределить свои голоса. Если он уверен, каждый конверт опускается в урну.
Выборы у них организуются совершенно иначе. Избиратели получают по почте личные удостоверения, без которых проголосовать невозможно. Если потерял, можно получить дубликат. При досрочном голосовании можно переголосовать. Каким-то образом, не нарушая тайну голоса, комиссия определяет, что этот конверт содержит голоса именно этого избирателя. Но когда их в день выборов кидают в урну, этого идентификатора уже нет.
Членов в комиссии порядка 4 человек - двое сидят за столом, один дежурит в зале с бюллетенями и один на входе. Бывает, и втроём сидят.
На первый взгляд, всё несерьёзно. Но демократичность выбора абсолютная. Очереди бывают, иногда хвост торчит на улицу. Но это связано с тем, что в России обычно участок находится глубоко в здании, иногда на другом этаже, а тот же участок в Эребру находится в первой же комнате после входа в здание.