В Постановлении правительства за №743, опубликованном неделю назад, говорится об установке с завтрашнего дня оборудования ФСБ на площадках «организаторов интернет-присутствия». На самих «организаторов» возлагаются при этом три обязанности: обеспечить функционирование систем слежки, помогать силовикам с их апгрейдом и скрывать от пользователей «организационные и технические приёмы» доступа ФСБ к их персональной информации.
Ничего особенно нового и интересного в постановлении нет, потому что фабула всех этих шпионских игр была ясна ещё 16 лет назад, когда при Реймане в России впервые СОРМ вводили. Спецслужбы, как обычно, хотят иметь доступ к каждому байту передаваемой и получаемой нами информации, в режиме реального времени. У силовиков неограниченные лоббистские возможности во всех ветвях власти, так что любой их каприз довольно быстро находит отражение и в законах, принимаемых Думой, и в постановлениях правительства, и в нормативах Минсвязи.
Но есть у спецслужб одна неразрешимая проблема, о которой знают и они, и мы. Если объект А просто живёт свою жизнь, а субъект Б пытается отследить всё, что в ней в любую секунду происходит, то их трудозатраты несравнимы. Представим себе, что объект А действительно вражий шпиён, и раз в неделю он отправляет буржуинам шифровку с планом советского завода. В остальное время он ест, пьёт, спит, портит девок, смотрит сериалы, торчит в энторнетах, ходит на Дорогомиловский рынок за мясом. В то же время несчастный субъект Б все 168 часов в неделю должен проводить за мониторами, в наушниках: он же не знает заранее, в какой момент состоится передача плана советского завода, и каким способом она будет осуществлена.
Хорошо, если личность объекта А заранее известна и установлена. Тогда спецслужбы могут создать для слежки оперативную группу, включить туда специалистов по прослушке, наружке и скрытой видеозаписи, обеспечить круглосуточное посменное дежурство... то есть потратить уже не 168, а скорее 1680 человеко-часов за ту же неделю, чтобы отследить и перехватить сеанс связи длиной в несколько минут.
Довольно очевидно, что для одновременной слежки за популяцией в 68 миллионов пользователей Интернета в России эта формула спецслужбам не поможет ни разу. Приставить к каждому пользователю Сети по десять вертухаев не может себе позволить даже коммунистический Китай. Да и по одному вертухаю — тоже не может: пользователей там 568 миллионов, столько сексотов во всём мире не наберётся.
Так что, по сути дела, ещё в 1998 году, когда модули СОРМ начали устанавливать на оборудовании интернет-провайдеров, речь шла не о слежке, а, по сути дела, о сборе, накоплении и пассивном хранении гигантских массивов информации, 99,9% которой никто и никогда не сможет ни прочитать, ни расшифровать, ни использовать осмысленно. Тем не менее, из года в год спецслужбы борются за расширение масштабов своего собирательства. Появился СОРМ-2, затем СОРМ-3, введены новые правила контроля почтовых отправлений, расширяется список требований к ОпСоСам, а завтра ещё в соцсетях прослушку установят... Но разгребать все петабайты информации, которые, благодаря всем этим титаническим усилиям, ежедневно оседают в бездонных накопителях спецслужб, чем дальше, тем более некому.
Можно тут, конечно, предположить, что параллельно с фиксацией «белого шума» в спецслужбах идёт грандиозная работа по извлечению из этих массивов какого бы то ни было полезного сигнала, пресловутый data mining по ключевым словам или другим каким-нибудь алгоритмам... Но свидетельств того, что эта работа с использованием трёх поколений СОРМ за последние 15 лет дала какой-нибудь осмысленный результат, будь то в смысле предотвращения каких-нибудь преступлений, или поимки злоумышленников post factum, никто пока не видел. Портянки могут нам на это сказать, что успехи есть, просто они строго засекречены. Террористов, которых удалось поймать благодаря расшифровке их откровенных переговоров в Скайпе, судят страшно закрытым подземным судом, и вывозят пожизненно в какое-нибудь тайное чукотское Гуантанамо, чтоб никто не догадался об успехах СОРМ за последние 15 лет. Наверняка кто-нибудь и в такое готов поверить. А человек разумный поинтересуется, откуда ж об этом стало известно самим портянкам, если всё такое страшно секретное.
Ещё можно спросить, на кой ляд вся эта петрушка с прослушкой сдалась самим спецслужбам. Но на этот вопрос я уже отвечал на днях, так что просто процитирую:
Это акт демонстративного запугивания законопослушных граждан и юрлиц. Показное закручивание гаек. Чтобы лишний раз напомнить обывателю: государство хочет следить за каждым твоим действием в Интернете. Молчи, скрывайся и таи. Не раскачивай лодку. Большой Брат смотрит на тебя, не мигая.
А вторую причину суеты наших спецслужб на тему расширения собственной занятости без малого 60 лет назад сформулировал на страницах The Economist всемирно известный британский военный историк Сирил Норткот Паркинсон в законе, носящем его имя. Российские сексоты — такая же бюрократия, как любая другая, и она точно так же стремится увеличивать собственные штаты, бюджеты и технические мощности, как та британская система волокиты, про которую Паркинсон в своё время сказал, что она растёт на 5—7 % в год безотносительно к каким-либо изменениям в объёме требуемой работы (если таковые были вообще). А значит, в будущем нас ждут и СОРМ-5, и СОРМ-6, и новые реестры запрещённых сайтов, и новые составы мыслепреступления, расследование которых позволяет сексотам и дальше наращивать аппарат.