МУП «Вологдагортеплосеть» в очередной раз призывает жителей города, руководство управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК погасить имеющуюся задолженность за потребленную тепловую энергию. Ситуация повторяется из года в год, но заметных улучшений не видно. Наоборот – задолженность продолжает расти.
Напомню, что по состоянию на 23 июня 2014 г. общая задолженность управляющих организаций города перед МУП «Вологдагортеплосеть» за потребленную тепловую энергию превысила 500 млн. рублей, задолженность ТСЖ (ЖСК) - 17 млн. рублей.
Попробуем разобраться в проблеме более детально.
Сначала посмотрим, какие средства воздействия на должников – управляющие компании и ТСЖ - имеются в распоряжении поставщика ресурсов?
1. Напоминание о задолженности – устное или письменное уведомление об имеющейся задолженности, содержащее призыв к руководству управляющих организаций погасить долги за потребленный ресурс.
Мотивировка может быть следующая:
1) высокий уровень задолженности препятствует своевременным расчетам за поставки природного газа, не позволяет своевременно расплачиваться с поставщиками энергоресурсов и материалов.
2) в период ремонтных работ серьезно осложняет работы по подготовке предприятия к следующему отопительному сезону.
2. Аргументированные переговоры, рассмотрение предложений по ликвидации задолженности.
Как правило, речь в данном случае идет о рассрочке платежа и составлении графика погашения задолженности. Несоблюдение графика платежей может привести к началу судебных процедур в отношении должника.
3. Подача искового заявления в суд.
Положительное судебное решение увеличивает финансовую нагрузку (госпошлина, услуги адвоката, прочие судебные издержки) на управляющую организацию. Если руководство УК или ТСЖ не смогли решить проблему в досудебном порядке, то исполнение судебного решения вряд ли повлияет на улучшение ситуации с задолженностью в целом.
4. Ограничение коммунального ресурса.
Законодательство позволяет ввести ограничение, например, подачи теплоносителя в дома, находящиеся под управлением организаций-должников. В итоге страдают и добросовестные плательщики.
Законные методы воздействия на должников ресурсоснабжающей организацией исчерпаны. Есть ещё, правда, не совсем законные, такие, например, как неподписание инженерами «Теплосети» акта подготовки дома к зиме при наличии задолженности, но, как правило, первый же звонок в прокуратуру должен снять этот вопрос. Однако, и законных способов у ресурсников более чем достаточно.
Отчего же тогда задолженность управляющих организаций перед поставщиками ресурсов практически не уменьшается? А, учитывая судебные издержки, которые ложатся дополнительным бременем на управляющую организацию, ещё и увеличивается?
Посмотрим, какие средства воздействия на должников – собственников жилья - имеются в распоряжении председателя ТСЖ?
1. Напоминание о задолженности – устное или письменное уведомление об имеющейся задолженности, содержащее призыв к собственнику жилья погасить долги по квартплате.
Мотивировка может быть следующая:
1) высокий уровень задолженности не позволяет своевременно расплачиваться с поставщиками ресурсов, что, в свою очередь, может привести к судебным и иным санкциям с их стороны. В результате могут пострадать добропорядочные плательщики.
2) серьезно осложняет возможность проведения ремонтных и иных работ, если возникнет такая необходимость.
2. Аргументированные переговоры, рассмотрение предложений по ликвидации задолженности.
Как правило, речь в данном случае идет об отсрочке или рассрочке платежа.
3. Подача искового заявления в суд и, в случае положительного судебного решения, работа с приставами.
4. Ограничение или полное отключение должника от коммунального ресурса.
Например, использование так называемого «Терминатора». Правда, некоторые юристы готовы подискутировать о законности применения данной меры.
Председатели ТСЖ, конечно, в той или иной степени используют весь арсенал предоставленных законом способов воздействия на недобросовестных плательщиков, однако задолженность собственников перед ТСЖ также не особенно уменьшается. Почему?
Исходя из личного опыта председателя ТСЖ, а также из опыта моих коллег по «Ассоциации ТСЖ (ЖСК) и собственников жилья» (https://vk.com/club70932085), я бы выделил несколько различных типов должников:
1. Забывчивый должник - имеет возможность рассчитываться вовремя, но постоянно забывает о сроках платежей.
2. Ленивый должник - имеет возможность рассчитываться вовремя, однако предпочитает оплачивать квитанции за несколько периодов сразу.
3. Расчетливый должник - имеет возможность рассчитываться вовремя, однако сознательно оттягивает сроки оплаты, тратя деньги на другие цели, не доводя при этом ситуацию до применения в отношении него реальных санкций.
4. Протестующий должник - имеет возможность рассчитываться вовремя, однако не делает этого, ввиду не согласия с предъявляемыми суммами.
5. Обеспеченный должник - имеет возможность рассчитываться вовремя, однако не делает этого, тратя деньги на другие цели, не опасаясь применения в отношении него реальных санкций.
6. Временный должник – обычно рассчитывается вовремя, но ввиду временно сложившихся обстоятельств не имеющий такой возможности.
Классификация, естественно, условная. Однако, очевидно, что различные типы должников и на действия руководителей, мотивирующие их к погашению задолженности, будут реагировать по разному.
Попытался обобщить свой опыт и опыт коллег в виде сводной таблицы, и вот что получилось.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
забывчивый |
ленивый |
расчетливый |
протестующий |
обеспеченный |
временный |
||
1 |
напоминание о задолженности |
+ |
+/- |
- |
- |
- |
- |
2 |
переговоры, предложения |
+ |
+ |
+/- |
+/- |
+/- |
|
3 |
судебное решение |
+ |
+/- |
+/- |
|||
4 |
ограничение услуги |
+ |
+/- |
(«+» - в большинстве случаев после принятия соответствующих мер должник ликвидирует задолженность,
«-» - в большинстве случаев после принятия соответствующих мер должник задолженность не ликвидирует).
Не правда ли, интересная картинка? Получается, что кому-то достаточно напомнить или переговорить о необходимости погашения долга, а на кого-то и судебные решения и даже ограничение ресурса не особенно повлияет.
Очевидно, что грамотно составленный диалог в большинстве случаев может привести к решению проблемы задолженности на досудебном уровне. В то же время необходимо искать новые формы и методы решения проблемы в отношении людей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
НП «Вологодская ассоциация ТСЖ (ЖСК) и собственников жилья» инициирует проведение «круглого стола» с участием всех заинтересованных лиц по поиску путей решения проблемы задолженности управляющих организаций (УК, ТСЖ, ЖСК) перед поставщиками ресурсов.
Вот примерный перечень вопросов к обсуждению.
1. Специфика долгов в жилищно-коммунальной сфере.
Анализ основных причин возникновения и роста задолженности.
Возможности управляющих организаций и ТСЖ (ЖСК) по снижению рисков неполной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
2. Организация работы по взысканию долгов в ЖКХ.
1) Досудебная работа по взысканию задолженности.
Эффективные коммуникации с дебиторами, способствующие возврату задолженности.
2) Принудительное взыскание задолженности.
Реализация долговой политики: инсорсинг и аутсорсинг.
Составление пакета претензионных документов.
Порядок обращения в суд.
3) Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг.
Уведомление потребителя-должника.
Запрет на ограничение предоставления коммунальных услуг.
Все предложения по заявленной теме прошу направлять по адресу https://vk.com/club70932085 .