На днях Димке исполнилось 5 лет.
Уже пять лет, как судьба посвятила меня в тайну: все мои прошлые беды и несчастия (которые я считал таковыми) - ничто, когда в карте сына есть запись диагноза: ДЦП, правосторонний гемипарез. У нас не самый тяжелый случай: не работают пальцы на правой руке, уже есть плоскостопие и светит серьёзное искривление позвоночника. Также вероятно появление эпилепсии с возрастом. С этим можно жить, бывает и хуже. Нам можно сказать повезло - с головой у Димки всё хорошо. Я бы даже сказал, что с интеллектом у сына лучше чем у меня. У него великолепная память и быстрая соображалка. Но ему будет трудно в обществе психологически: одни будут его жалеть, другие смеяться в спину. Жалость будет искушением воспользоваться ею в корыстных целях, а несправедливая жестокость будет множить саморазрушающую ответную злобу. Сможет ли он остаться после этого добрым и честным человеком?
Я не знаю.
Никогда я не верил и не поверю, что вся эта история какой-то хитроумный план по научению меня уму-разуму. Это случайность, неудачное стечение обстоятельств. На моём месте мог оказатсья любой человек. Да, эта случайность изменила меня. Я стал смотреть на людей по-другому. Даже, если сгоряча хочется кого-то разорвать на части, всё чаще стал сдерживать ярость вопросом - а может у этого человека не всё в порядке в жизни? Может быть ему еще больше моего досталось? А разве поймёшь и оценишь чужое горе по достоинству? А что, если моё-то совсем и не горе вовсе, а так, ерунда?
В куче коробок с подарками Димка снова выбрал железную дорогу.
Я уж думал наигрался. Ан нет. Железных дорог у нас через всю квартиру проложено пара километров, но, видимо, пока еще не достигнут предел насыщения. Кроме горы подарков Димке подарили велосипед. Обычный, китайский с дополнительными двумя колесами. Решили, что пора уже начинать. Он сначала обрадовлася, глаза загорелись. Но когда я поставил перед ним яркий драндулет, он заревел... Видимо, где-то уже успел посидеть, может в садике. И скорее всего навернулся, признав опыт неудачным. Он уже осознает где-то в глубине души, что неполноценен физически. Понимает, что остает в физическом развитии от сверстников, которые так лихо гоняют на самокатах и могут сами надеть рубашку. Пройдёт время, он тоже научится самостоятельно надевать рубашку одной рукой и даже, возможно, будет водить машину с автоматом. А мы с женой входим в тяжелую фазу - фазу осознания ребенком, что он инвалид и это надолго. Я не знаю как ему помочь в прохождении этого сложного для него (да и для нас самих) периода. Но мы что-нибудь придумаем. Надеюсь, что у него хватит силы воли со временем говорить самому себе, добиваясь цели: "я могу!"
К сожалению, за пять лет у нас нет прогресса в реабилитации.
Массаж не дает достаточного эффекта, а спящие мышцы в руке не успевают за ростом костей, что еще больше усугубляет ситуацию и сводит усилия массажистов на нет. Этой зимой съездили по-знакомству к детскому нейро-хирургу в Ярославль. Хороший дядька, молодой врач, успешно практикует, возвращает детям руки и ноги. Но только тем, у кого проблема вызвана на перифирии, а не в голове (например, пережаты нервы при родовых травмах). Он с искренним сожалением констатировал, что пока еще "нанотехнологии" бессильны в таких случаях, как наш. Врачи не способны как следует покопаться в мозгах человека, чтобы разблокировать ошибочные сигналы мозга передающиеся к конечностям. И в общем-то, он похоронил нашу последнюю надежду на механическое повреждение в шейных позвонках. Хотя она все пять лет была призрачной. Однако, радует, что медицина уже научилась обходить зажатые каналы связи в хитросплетениях нервных окончаний. Видимо слухи о кончине нервных клеток сильно прувеличены. Но всё это так медлено! Прогресс должен идти быстрее!
Я требую прогресса!
А вместо этого, мы год выбивали в Администрации города-банкрота бесплатный Диспорт, который в простонародии называется ботокс. Да, кому-то морщины на *опе надо подтянуть, а для кого-то это единственное средство снять гипертонус мышц в руке или ноге. Ампула стоит около 40 тыр, ее действия хватать должно на 3 месяца. Неделю назад нам вкололи в руку этот яд. Я ждал чуда. Но оно пока не случилось. И думаю, что не случится. Укол делали первый раз и, скорее всего, дозировка была пробная, то есть недостаточная. То есть, должного эффекта, появления которого нужно было ждать неделю, не последовало. А добрые люди подсказали, что раз мы написали жалобу в Росздравнадзор (об этом, наверное, напишу отдельно), то нам больше халявы не светит. Но это они, конечно, зря так думают. Не на тех напали.
Но это всё ерунда, бои местного значения.
Несмотря ни на что, эти 5 лет были самыми лучшими в моей жизни. Катька сейчас повторяет путь, пройденный Димкой, но конечно, она другой ребенок. Здоровые дети значительно отличаются от того, что я наблюдал раньше на примере Димки. И она своей здоровой активностью засталяет нас беспокоиться ничуть не меньше (например, за дважды разбитую губу), чем осторожный и рассудительный Димка в её годы. В начале этого текста было предложение о том, что если бы была возможность изменить свою жизнь, я не хотел бы узнать эту тайну из трёх букв - ДЦП. Я стер эти слова. И еще те, где я признавался, что слаб и хотел бы прожить другую свою жизнь в беспечном неведении. Но это неправда. Я уже привык, смирился и успокоился. Я не стал бы ничего менять. Пусть всё было, есть и будет так, как было, есть и будет. И никак иначе.
А завтра снова тренировка на велосипеде. У него уже немного получается....