Правилам Перевозки Пассажиров посвящается.
Проблема общественного транспорта в Вологде решается по формуле: Конкуренция + контроль = качество.
Не гонять и гнобить частных перевозчиков в пользу ПАТП-1, а дать всем одинаковые, четкие условия для конкуренции на пользу вологжанам.
А как наладить контроль?
Членовоз или общественный транспорт?
Собственно, тут и обсуждать нечего – или мы создадим систему нормально функционирующего ОБЩЕСТВЕННОГО транспорта, или Вологда превратится в одну большую пробку, как ныне Москва. То, что транзитный транспорт вывели на Окружную, дало положительный, но временный эффект. Количество автомобилей в Вологде растёт, и попытки изменить маршруты движения, не пытаясь регулировать количество самобеглых колясок на наших узких улицах, обречены на провал.
На мой взгляд, для этого всего-то нужно, чтобы на работу чиновники добирались в тех же переполненных автобусах, что и мы. Нет, я не настолько жесток, чтобы заставлять их ездить каждый день. Но уж два раза в месяц – обязательно. Тогда они узнают, каково приходится нам, простым гражданам древнего города.
Только вот беда, те слуги народа, которые даруют нам правила проезда в общественном транспорте, и должны следить за соблюдением этих правил, сами ездят исключительно в транспорте индивидуальном, в личной недешёвой иномарке или в служебном автомобиле с водителем.
О пользе общественного транспорта для властных мозгов
В понедельник, 16 апреля 2009 года, я, представитель четвертой власти, вышел из дому с таким расчетом, что бы на остановке в Майском сесть на автобус, выходящий из Молочного в 10 часов. Я вместе с другими пассажирами ждал его напрасно. В это время наш долгожданный автобус железные дорожники мариновали на переезде по пути из города.
Лишь около 11 часов через переезды прорвались два автобуса и проследовали в Молочное. Вскоре один из них, как нахлестанный, промчался мимо нас в сторону города полупустой, а вскоре подошел и тот, который по расписанию выходит и Молочного в 10 часов. Этот был уже основательно заполнен, и два десятка пассажиров в Майском заполнили его окончательно.
Именно в таком шпротном состоянии мы постояли на первом переезде, а потом надолго застряли на переезде у ВРЗ.Поездов не было, а мы стояли. Стояли настолько долго, что в 11. 50 люди не выдержали и пошли пешком в город. Я не спеша сходил к переезду, поговорил с дежурной.
В чем дело?
У железных дорожников свои проблемы – у них где-то ремонт, поезда пускают по «неправильному» пути с пониженной скоростью в 25 километров… Я глянул в обе стороны – нигде никаких эшелонов не наблюдалось, и я указал на это дежурной. Оказалось, что ей не дают разрешения пропустить автотранспорт потому, что где-то не отвечает машинист…
В свое время существовала байка про бардак в авиации – дескать, когда Господь наводил порядок на Земле, самолеты были в воздухе. Может, зловредные летуны пробрались в управление ЖД? Конкуренция, понимаешь…
В начале XX века опоздания поездов в Италии никого не удивляли. Все привыкли. Потом пришел к власти Муссолини, и мир долго не мог оправиться от потрясения: поезда в Италии ходят по расписанию! Кто должен придти к власти у нас в Вологде, что бы не стоять часами на переездах? Почему у нас по прежнему царитдиктат Железных Дорожников? Хочу – пропущу, а не хочу – будете стоять до посинения …
Может, пришла пора установить многотонные шлагбаумы поперек железнодорожных путей, чтобы ни один бронепоезд не смог пробить их, пока мирный автотранспорт следует из одной части города в другую? 12.00. Градус кипения водителей дошел до такой степени, что дежурная на переезде стала пропускать машины не поднимая шлагбаум – сначала из города пропустила сколько-то машин, в том числе и «скорую», потом в город пропустила нас…На остановке у пединститута я вышел в 12.15…
После одного из таких рекордных заездов (2 часа 10 минут на расстояние в 9 километров), я на пресс-летучке у главы города Шулепова предложил, чтобы пустили хотя бы один автобус курсировать по маршруту Молочное-Вокзал через микрорайон ПЗ, по окружной дороге.
Чуть подальше, пусть – чуть подороже, но за то во время! Подошёл к остановке в 9.15 - и в 9.30 уже в городе. Мое предложение записали, и в конце 2010 года пустили два автобуса экспрессом, через Окружное шоссе… и теперь я с гордостью сажусь в автобус под номером 37-Э, который идёт предложенным мной маршрутом. А ездил бы я удобном лимузине с кондиционером, то хрен бы мои мозги закипели до такой степени, чтобы предложить новый маршрут.
А если в этих же автобусах будут с нами маяться чиновники, ответственные за транспортное сообщение в Вологде? Если хотя бы раз в неделю глава города будет ездить в рейсовом автобусе до Лукьяново и обратно? Ну, если не сам г-н Шулепов, то хотя бы начальник Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды. Или Антон Мусихин, заместитель начальника Департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройствубудет вместе с нами слипаться потными телами в июльских раскалённых автобусах, смерзаться в монолит зимой? Жестоко? Конечно, наказание довольно серьезное, много лет спустя он будет плакать ночами от приснившегося кошмара - он в салоне автобуса…
Может, хоть тогда они поймут наши проблемы?
Заметьте – теперь я вовсе не предлагаю, что бы Губернатор Вологодской области катался в рейсовом «Заревском»автобусе от Вокзала до Маурино. Не из чинопочитания, а из боязни, что потрясение от полученных впечатлений может оказаться настолько сильным, что это отразится на благополучии всей Вологодской области.
Хотя премьер-министру Великобритании Дэвиду Кемерону ездить в общественном транспорте не впадлу...
Но глядишь – и другие чиновники, которые должны следить за порядком в общественном транспорте, наконец, начнут этим заниматься, и прочитают, наконец, типовой «Договор на обслуживание маршрута регулярных перевозок», который они заключают во множестве, но явно не читают.
Свидетельством тому - блатная музыка и российская попса, постоянно донимающая нас в поездках. И так мне стали близки и понятны пассажиры далёкого Пакистана… «Сторонники талибов на северо-западе Пакистана призвали водителей прекратить транслировать музыку в автобусах. В противном случае они обещают организовывать в автобусах теракты с участием смертников. Ряд транспортных предприятий региона в течение последнего времени получили письма с соответствующими угрозами. В них в частности говорится, что трансляция музыки в автобусах способствует "распространению вульгарности и непристойности". Ну, действительно – достала нас принудительная трансляция попсы и шансона.
Обратился я по этому поводу в отдел транспорта городской администрации, но Антон Мусихин, как раз ответственный по вопросам благоустройства, транспортного обслуживания населения города Вологды, заявил, что ничегошеньки они с этим поделать не могут. Нет, дескать, никаких законных рычагов воздействия на водителей маршруток, травящих нас попсой,шансоном и дешёвыми сигаретами.
Только при этом они совершили ошибку – дали мне этот «Договор». А там, в типовом договоре, чёрным по белому написано, что
Пункт 6: Перевозчик обязан принять меры, запрещающие водителю автобуса:
6.1.Пользоваться во время работы без разрешения пассажиров радиоприемниками и магнитофонами. Открывать окна в машине без согласия пассажиров.
6.2. Наносить в салоне и в кабине водителя автобуса надписи, прикреплять фотографии и рисунки, а также держать на «торпедо» посторонние предметы. (Тем более – телевизор!)
6.3. Хранить в автобусе спиртные напитки или позволять пассажирам их распитие.
6.4. Держать в салоне личные вещи (портфели, рюкзаки, чемоданы, сумки и т.д.).
6.5. Отвлекаться во время обслуживания пассажиров от управления автобусом, вступать по собственной инициативе в разговоры с пассажирами, вести разговоры, не относящиеся к поездке, и принимать пищу.
6.6. Курить в кабине (салоне) автобуса.
А кто должен следить за соблюдением этих договоров? «Транспортные» чиновники городской администрации. С нетерпением ждём их в салонах наших автобусов и троллейбусов, с Правилами перевозки пассажиров и с Договорами в руках.
И другие слуги народа, не стесняйтесь, заходите… Валерьяночки предварительно напейтесь, и заходите туда, где мы маемся каждый день…