Кто-то там не забыт. Что-то там не забыто

[Блогово]

В начале мая мне предложили стать одним из экспертов конкурса "Вологодчина - земля героев". Выбрать время, зайти на  сайт главы Вологды и прочитать 50 сочинений школьников города, в которых они рассказывают о своих родных – участниках войны.  А потом определить по одному лучшему в каждой возрастной группе: с 1 по 4 класс, с 5 по 8 и с 9 по 11. 

Возможно, учитель литературы от перспективки такого вечера да еще и в качестве общественной нагрузки вздернулся бы на шнуре от мыши, но мне идея понравилась. Мега-интересно, что сегодняшние дети-правнуки знают о войне, о своих героях, как рассказывают о них. Чем их мысли отличаются от наших – внуков. 

К счастью, я не учитель литературы, но помучиться пришлось изрядно, придумывая, как же оценить, как выбрать. А потом я просто начала читать.

Первое, второе, десятое, пятнадцатое... «великая победа», «и мою семью не обошла стороной эта война», «ковалась победа», «никто не забыт», «память об этих подвигах будет жить вечно» – штампы, штампы, штампы. И это лишь неполный их список. Каждый автор вроде бы рассказывает о своем герое, но жизни в этих сочинениях не больше, чем в личном деле, какие, наверное, бывают в ФСБ или отделе кадров: родился в таком-то, служил там-то, награды такие-то и все. Неважно, первый, второй или десятый класс - все сочинения как под копирку, как будто писал их один человек, писал не о близком, не о члене семьи, которым «гордятся», которого «помнят», а о…памятнике, что ли. О чем-то пафосном, далеком.

Совсем тоскливо стало, когда стали попадаться работы одиннадцатиклассников, состоящие из 5-6 строк. Может быть я недооцениваю реформу образования, но в 11 классе сочинение из 5 строк о родном прадедушке, который воевал? По-моему, это в принципе не может считаться сочинением. Еще в нескольких работах начало и конец, где про "великую победу" и "главный праздник" были честно скомунизжены из интернета, гугляндекс помог найти источники. 

Я честно пыталась себя убедить, что «дети» и скидочку бы не мешало сделать, не всем дано хорошо писать. Не вышло. Это все-таки конкурс, есть преселект. Взгрустнулось. 

Вовремя включенный телевизор начал передавать новости: «Это самый главный праздник в нашей стране» - заявил сегодня Владимир Путин..» и еще полчаса пафосных речей и общих фраз, как будто списанных из этих сочинений.  Тв-программа подсказала, что все выходные мне будут рассказывать, как готовить еду и делать ремонт. Еще покажут пару плохосделанных сериалов о войне. 

Свой вклад в картину праздника внес парад в Вологде. Красивые барабанщицы, рота почетного караула выходили на площадь и выступали, становясь лицом к «первым лицам», а к ветеранам…правильно, тем самым местом, которое емко может резюмировать то, что происходило дальше. А дальше «лица» со скорбными лицами возложили венки к вечному огню под саундтрек из фильма «Перл Харборд»…в Вологде…9 мая.

Не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что в последние годы официальное празднование Дня Победы стало походить на поздравительную открытку от далекого родственника: «Здоровья и счастья в личной жизни» - формальность. Никто не парится. Телеканалы – эфирной сеткой, организаторы парада – подбором музыки, главное, чтобы «лица» были довольными, для них парад. А ветераны в этой концепции – атрибут, который важен только в праздник. В новый год - елка, 8 марта – мимозы. Надеяться, что всего этого дети не видят, а запоминают только то, что им рассказывают в школе, глупо. Да и почему они должны относить к празднику иначе? Зачем им париться своим сочинением, если можно по примеру старших поставить георгиевскую ленту на аву с чувством выполненного долга?

Найдутся умные люди, кто начнет сейчас по пальцам перечислять, как много делается для ветеранов, как много говорится про победу и втолковывается и пропагандируется. Про программу патриотического воспитания в школах и вообще везде. Да только результат всей этой работы до сих пор опубликован на сайте глававологды.рф. Сходите, почитайте.

Конечно, все не совсем плохо. Насколько я знаю, победители были выбраны почти единогласно. Это действительно хорошие работы. Но та, которая мне кажется лучшей, в число призеров не вошла. Наверное, потому что это скорее эссе о войне, о жизни, о доме. Автор - Анастасия Лучина, ученица 10"б" класса школы№5. Вот кусочек.

"...Писать о войне любому думающему человеку сложно: это слишком личное, это слишком глубокое — даже куда более глубокое, чем могилы тех, кто пал на ней. Это что-то, чем очень сложно поделиться, потому что ощущение, когда ты, живущий в мире спокойной жизнью, сидишь на могиле того, кем было обеспечено это спокойствие — не описывается словами, сколько бы книжек ты ни прочел и как бы ни был велик твой словарный запас. Потому что ты, перебирающий множество медалей на старой гимнастерке, сам даже не знаешь, где поставить черту той гордости, которую чувствуешь. Потому что ты сам не осознаешь, насколько хочешь быть таким
же: смелым, сильным, способным оказать сопротивление на любой, пусть своей собственной, войне.
Я — хочу..."

Полностью сочинение Насти можно прочитать  вот тут

В следующем году юбилей. Мне кажется, это отличный повод вспомнить о победе не формально. Например, можно выкинуть сценарий праздника, которому уже лет 10  и написать новый, в котором главными действующими лицами будут не "лица", а ветераны и люди, все-таки это наш общий праздник. Еще можно не заставлять час жариться на солнце две тысячи взрослых, стариков и детей из "Бессмертного полка" в ожидании. Да много чего можно сделать, чтобы праздник получился. Главное, чтобы занимались им люди, которые думают и чувствуют про 9 мая примерно так, как Анастасия. Тогда не будет вот этом во всем той фальши, наигранности и формализма. И не нужно будет какого-то специального "патриотического воспитания". Давно известно - воспитывайте себя, а не детей.