В начале мая мне предложили стать одним из экспертов конкурса "Вологодчина - земля героев". Выбрать время, зайти на сайт главы Вологды и прочитать 50 сочинений школьников города, в которых они рассказывают о своих родных – участниках войны. А потом определить по одному лучшему в каждой возрастной группе: с 1 по 4 класс, с 5 по 8 и с 9 по 11.
Возможно, учитель литературы от перспективки такого вечера да еще и в качестве общественной нагрузки вздернулся бы на шнуре от мыши, но мне идея понравилась. Мега-интересно, что сегодняшние дети-правнуки знают о войне, о своих героях, как рассказывают о них. Чем их мысли отличаются от наших – внуков.
К счастью, я не учитель литературы, но помучиться пришлось изрядно, придумывая, как же оценить, как выбрать. А потом я просто начала читать.
Первое, второе, десятое, пятнадцатое... «великая победа», «и мою семью не обошла стороной эта война», «ковалась победа», «никто не забыт», «память об этих подвигах будет жить вечно» – штампы, штампы, штампы. И это лишь неполный их список. Каждый автор вроде бы рассказывает о своем герое, но жизни в этих сочинениях не больше, чем в личном деле, какие, наверное, бывают в ФСБ или отделе кадров: родился в таком-то, служил там-то, награды такие-то и все. Неважно, первый, второй или десятый класс - все сочинения как под копирку, как будто писал их один человек, писал не о близком, не о члене семьи, которым «гордятся», которого «помнят», а о…памятнике, что ли. О чем-то пафосном, далеком.
Совсем тоскливо стало, когда стали попадаться работы одиннадцатиклассников, состоящие из 5-6 строк. Может быть я недооцениваю реформу образования, но в 11 классе сочинение из 5 строк о родном прадедушке, который воевал? По-моему, это в принципе не может считаться сочинением. Еще в нескольких работах начало и конец, где про "великую победу" и "главный праздник" были честно скомунизжены из интернета, гугляндекс помог найти источники.
Я честно пыталась себя убедить, что «дети» и скидочку бы не мешало сделать, не всем дано хорошо писать. Не вышло. Это все-таки конкурс, есть преселект. Взгрустнулось.
Вовремя включенный телевизор начал передавать новости: «Это самый главный праздник в нашей стране» - заявил сегодня Владимир Путин..» и еще полчаса пафосных речей и общих фраз, как будто списанных из этих сочинений. Тв-программа подсказала, что все выходные мне будут рассказывать, как готовить еду и делать ремонт. Еще покажут пару плохосделанных сериалов о войне.
Свой вклад в картину праздника внес парад в Вологде. Красивые барабанщицы, рота почетного караула выходили на площадь и выступали, становясь лицом к «первым лицам», а к ветеранам…правильно, тем самым местом, которое емко может резюмировать то, что происходило дальше. А дальше «лица» со скорбными лицами возложили венки к вечному огню под саундтрек из фильма «Перл Харборд»…в Вологде…9 мая.
Не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что в последние годы официальное празднование Дня Победы стало походить на поздравительную открытку от далекого родственника: «Здоровья и счастья в личной жизни» - формальность. Никто не парится. Телеканалы – эфирной сеткой, организаторы парада – подбором музыки, главное, чтобы «лица» были довольными, для них парад. А ветераны в этой концепции – атрибут, который важен только в праздник. В новый год - елка, 8 марта – мимозы. Надеяться, что всего этого дети не видят, а запоминают только то, что им рассказывают в школе, глупо. Да и почему они должны относить к празднику иначе? Зачем им париться своим сочинением, если можно по примеру старших поставить георгиевскую ленту на аву с чувством выполненного долга?
Найдутся умные люди, кто начнет сейчас по пальцам перечислять, как много делается для ветеранов, как много говорится про победу и втолковывается и пропагандируется. Про программу патриотического воспитания в школах и вообще везде. Да только результат всей этой работы до сих пор опубликован на сайте глававологды.рф. Сходите, почитайте.
Конечно, все не совсем плохо. Насколько я знаю, победители были выбраны почти единогласно. Это действительно хорошие работы. Но та, которая мне кажется лучшей, в число призеров не вошла. Наверное, потому что это скорее эссе о войне, о жизни, о доме. Автор - Анастасия Лучина, ученица 10"б" класса школы№5. Вот кусочек.
Полностью сочинение Насти можно прочитать вот тут
В следующем году юбилей. Мне кажется, это отличный повод вспомнить о победе не формально. Например, можно выкинуть сценарий праздника, которому уже лет 10 и написать новый, в котором главными действующими лицами будут не "лица", а ветераны и люди, все-таки это наш общий праздник. Еще можно не заставлять час жариться на солнце две тысячи взрослых, стариков и детей из "Бессмертного полка" в ожидании. Да много чего можно сделать, чтобы праздник получился. Главное, чтобы занимались им люди, которые думают и чувствуют про 9 мая примерно так, как Анастасия. Тогда не будет вот этом во всем той фальши, наигранности и формализма. И не нужно будет какого-то специального "патриотического воспитания". Давно известно - воспитывайте себя, а не детей.