В Вологде начали издавать газету на литературные темы. Называется она соответственно – «Вологодский литератор», а издается местным отделением Союза писателей России на деньги бывшего губернатора, который ныне сидит себе тихонько в Госдуме.
Мои коллеги, вологодские литераторы, восприняли это печатное изделие почти всерьез и даже начали изумленно обсуждать, что же там такое печатают. Признаться, здесь у меня еще и личный интерес: я в свое время защитил диплом в Институте печати по истории вологодских малых издательств, и развитие местной книжно-журнальной продукции за последние 20 лет представляю себе неплохо. Вот и мне стало интересно: зачем вологодским писателям во втором десятилетии 21 века основывать газету?
Номер состоит из восьми полос, так что обозреть их будет несложно. На первой же полосе – маленькое редакционное воззвание. Всё как полагается: «ко всем, кто любит русскую литературу», «всемерно способствовать», «с надеждой на сотрудничество» и т.д. Дочитав до фразы «первая литературная газета Вологодской области», я споткнулся: как это первая? Вообще-то, первой литературной газетой на Вологодчине была газета «Свеча» Галины Щекиной, основанная еще в 1993 году и тогда же зарегистрированная в Минпечати. Но предположим, что последние 20 лет издатели «Вологодского литератора» не очень-то интересовались, что происходит вокруг. Бывает. Заняты были.
Первую полосу занимают несколько материалов. Во-первых, «Заветы Белова», отрывки из его интервью 13-летней давности. Затем стишок Рубцова про зеленые цветы. И наконец, глубокомысленная заметка «Вологодские писатели и современность». Ну, думаю, наконец-то, хоть что-то о сегодняшнем дне. Но зря я так надеялся: текст, опубликованный под псевдонимом «Николай Устюжанин», оказался ровесником Беловского интервью. Он точно совпадает с текстом выступления местного критика Виктора Баракова на 50-летии местной ячейки союза писателей. Почти вся первая полоса, таким образом, заполнена перепечаткой текстов 13-летней давности.
В своей заметке Устюжанин-Бараков кратко пробегается по итогам 50 лет работы писательской организации, а затем переходит к изложению своих политических воззрений: призывает к «православному социализму» и всячески бичует пороки действительности, сокрушаясь о судьбах русского народа. Послушайте, вот он вопиет к нам из далёкого 2001 года: «Власть надо уважать, потому как безвластие в тысячу раз хуже. Но мириться с тем, что она находится в руках растлителей и губителей собственного народа, нельзя. Государство поощряет разврат, покрывает его, берет налоги и даже оплачивает! Более того, заставляет всей угрожающей мощью жить по своим, а не Божьим законам».
Золотые слова! Одобрительно кивает ему с фотографии чуть выше бывший губернатор В. Е. Позгалёв. В его воззвании слышны те же горькие нотки плача о судьбинушке народной: «власть, в силу разных причин и обстоятельств, от литераторов отвернулась». И тут я снова споткнулся. Погоди-ка, а кто у нас 15 лет был губернатором? О ком это 13 лет назад Бараков писал, что «власть в руках растлителей и губителей собственного народа» и далее по тексту. Кто «отвернулся от литераторов»? Уж не Вячеслав ли Евгеньевич? Согласитесь, картина абсурдная до гротеска: бывший губернатор на собственные деньги издает поношения в свой адрес 13-летней давности да еще и с ними соглашается...
Вторую полосу открывает перепечатка заметки 2-летней давности о конкурсе «Светлые души». За ней следует рассказ Геннадия Рудягина, а ниже – статья всё того же Баракова про Вадима Кожинова. Подобные мыслительные экзерсисы я уже встречал, в частности в серии, посвященной русским писателям и их отношению к православию. Так, например, книжка «Рубцов и православие» открывается большой статьёй о том, что великий поэт креста не носил, в церковь не ходил, в Бога не верил и в стихах не упоминал, но... всё равно был верующим. Примерно те же выводы предлагает нам сделать по отношению к Кожинову «православный социалист» Бараков: «Духовный дар Кожинова проявился в его творчестве. И это – урок всем тем, кто до сих пор сомневается в “богоугодности” своего служения русской литературе».
Почти всю третью полосу занимает перепечатка статьи Юрия Казакова 1966 (!) года. Это не опечатка, именно 1966 года. Такой видят «современную литературу» из окна писательской организации. Что уж тут удивляться, что на следующей странице публикуется отклик Баракова на Российское литературное собрание, споры о котором отгремели полгода назад? Нужно ли упоминать о том, что это тоже перепечатка материала, уже опубликованного?
Эссе Ехалова тоже многолетней давности – даже на сайте автора оно висит уже четвертый год. Естественно, посвящено оно вопросам умирания деревни и всеобщего краха и оскудения. Что еще можно печатать на деньги бывшего губернатора, который все эти годы так успешно руководил регионом?
На шестой полосе – стихи Татьяны Бычковой с сопроводительной заметкой. И снова перепечатка, и снова Бараков, и снова с сайта «Литературная губерния». Такое чувство, что в газету было свалено всё, что он опубликовал там за последние годы.
Если честно, дочитывать газету до конца мне уже не хотелось. Слог ее авторов, то захлёбывающихся от патриотического экстаза, то выказывающих казённый оптимизм и комсомольскую бодрость, в больших количествах просто невыносим. Мало того, что к литературе, так и к Вологде вся эта писанина имеет весьма опосредованное отношение.
И тут я вновь спрашиваю себя: зачем? Зачем нужно это издавать? Зачем тратить бумагу и труд печатников? Чтобы заполнить номер прокламациями 13-летней давности? Напечатать то, что уже сказано по тысяче раз? Тиражировать сомнительные псевдолитературные воззвания уездного публициста о «православном социализме» и судьбинушке народной?
«Воззвание к читателю» на первой странице до боли напомнило мне одну статейку 1993 года из вологодской газеты, где автор с энтузиазмом зазывал писателей в очередную мертворожденную газету, убыточную и скучную.
Думаю, и на этот раз «Вологодский литератор» представляет из себя что-то подобное. Появление его на свет – явление случайное и недолговечное. Писательской организации снова упали какие-то крохи со стола бывшего барина, но даже ими распорядиться они не смогли, т.к. уже давно ни на что не годятся. С постепенным уходом великих они превратились в клуб литературных пенсионеров, где «молодым» считается писатель возрастом глубоко за сорок. Нужно ли после этого удивляться, что в номере не упомянуто ни одно имя или событие из литературной жизни Вологды, относящееся хотя бы к последним 15 годам нашей жизни?
Остается только надеяться, что спонсор-губернатор внимательно перечитает изданную на его деньги продукцию и найдет в ней немало «ласковых» слов в свой адрес, и на том история «Вологодского литератора» и кончится.
Впрочем, вряд ли стоит ожидать от людей, проспавших последние 15 лет, каких-то разумных действий. Альцгеймер, знаете ли. Поэтому я лично ставлю на то, что еще пара номеров этих литературных «старостей» выйдет. Ну а потом всё...