Вокруг огня
Ильинская братчина
На всем Русском Севере, где только сохранились остатки братчин, широко распространены местные сказания о том, как в старину в Ильин день прибегал из лесу к местной часовне олень, которого община закалывала, варила и съедала. (Вариант – лось).
Эта древняя традиция сохранялась в Вологде в виде совместного откармливания бычка, которого закалывали на Ильин день, варили в общемкотле. Каждый год по бычку...
Кажется, я знаю, где стояла вологодская корчма в незапамятные времена. На улице Бурмагиных при раскопках была найдена площадка, мощеная коровьими челюстями. В домашний чугун говяжья голова попадала разрубленная, а в котел братчины – целиком.
Это была обычная практика на Руси - традиционно площадь, где проходило вече, мостили коровьими челюстями. Успела ли в Вологде площадка перед корчмой превратиться в вечевую?
В день Ильинской братчины на столы подавалось пиво, сваренное из ССЫПЩИНЫ - из зерна, собранного из всех домов братчины.
Варилось пиво старым способом - камни накалялись в очаге, их брали щипцами и бросали в бочки с суслом. Потом, пока пиво выбраживалось, нужную температуру поддерживали, бросая горячие камни.
А еще - выпекался гигантский, на несколько пудов весом, каравай. Такой большой каравай можно было выпечь только в общинной печи, которуюизначально сооружали с большим устьем.
Позднее, в XIX веке, этнографы отмечали, что при выпечке такого каравая для братчины (весом до 5 пудов!) у печи разламывалось устье.
Что пили
На Братчине пили в основном пиво, довольно крепкое.
Обязательным было выпить три РЯДОБНЫХ чаши – или отпивали из братины, пускаемой по кругу, или выпивали три чарки.
Много это или мало? Чарка – это 143 грамма. Меньше поллитра напитка крепостью 12-15 градусов, выпитых в несколько приемов, да под обильную закуску – это немного, а ведь напомню, тогда не закусывали, а запивали.
Выпить больше трёх чаш - почиталось за неприличное, и общественным мнением осуждалось.
Одна из функций братчины - общественный пир-совет, на котором обсуждались дела общины, принимались решения.
Постепенно функции вологодской корчмы, как место проведения трапезы, заняли трапезные монастырей и храмов, а братчина трансформировалась в храмовый праздник прихода. Но братчина, как орган местного самоуправления, ещё долго выполняла свою функцию. ( А место корчмы, как питейного заведения, занял государев кабак, но об этом – позднее).
Этнографами 19 века отмечается наличие ритуала братчины на праздники: большая Никольщина (Николин день), большая Покровщина, большая Рожденственская, Михаиловская и другие.
Функции старосты пира приняли на себя священник и церковный староста, но и староста, и священники были выборными – их выбирал приход во время братчины, поскольку именно приход и оплачивал труд батюшки. Кандидаты порой устраивали соревнование – кто будет служить дешевле? – но в результате духовенство было под контролем народа и зависело от большинства населения, а не от властей. А ведь церковь, помимо духовного окормления, выполняла и административно-регистрационные функции - выполняла роль нынешнего ЗАГСа – регистрация браков, рождения и т.д.
(При Петре I священники стали такими же чиновниками, как и другие государственные служащие).
Братчина, как судебный орган.
По «Судебнику» Ивана Грозного (1550 год), воевода не мог арестовать человека, не предъявив его представителям местного самоуправления,старосте и целовальнику. Если воевода самовольно арестовывал кого-то (брал за приставы), староста и целовальник по требованию родственниковмогли освободить арестованного и взыскать денежную компенсацию в его пользу с воеводы – «за бесчестье». Громоздкий следственный аппарат былне нужен – община и так знала, кто безупречной честности, а кто – с шестым пальчиком, и отец и дед его были таковы…
Что и не мудрено – представьте 100-150 человек, живущих рядом, несколько раз в год сидящие за общим столом.
Хмельные напитки в данном случае играли роль «сыворотки правды» - известно, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Еще в конце XIX века в Вологде бытовала поговорка «Братчина судит, ватага рядит».
Пир («пивцы», собиравшиеся на братчину) избирал старосту, который считался главой братчины и председателем суда. Суду братчины были подсудны дела о личных обидах, а также дела о побоях и драках, возникших на пиру. Этот суд чаще всего заканчивался примирением сторон.
Братчина – почестен пир.
На братчине обязательно кого-то чествовали, и когда справляли новоселье в новеньком доме, пахнувшем свежим деревом и смолой, чествовалидомового.
Бей своих, чтоб чужие боялись!
Обязательным было проведение ритуальных боев на братчине. Бои, по уговору, проводились кулачные, палочные и даже ножевые.
Как в Германии XIX века студенты-бурши гордились шрамами, полученными на дуэлях, так и в средневековой Вологде невозможно было представить юношу без ножа на поясе, и без шрамов на теле.
Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в 1517 и 1526 годах побывавший в Московии, отмечал, что: «...в определённые дни в году раздаётся Перунов глас, заслышав который граждане того места тотчас же сбегаются и избивают друг друга палками и кулаками, отчего возникает столь сильное смятение, что начальникам стоит великих усилий усмирить его».
И если со своими соседями и родственниками драка носила «понарошный» характер, то незваного чужака могли употчевать и до смерти.
Известно – незваный гость хуже татарина!
На протяжении веков великие князья и цари неоднократно издавали указы, запрещающие посещать братчину без приглашения, священники увещевали дворян – Не ходите на братчины! Жалованные грамоты московских великих князей Василия II (1425—1462) и Ивана III (1462—1505) запрещали посторонним, в том числе и княжеским слугам, являться на братчины в церковные села.
Убили или покалечили незваного гостя на братчине – строго за то не спрашивали, а если случалась кража, то её «вешали» опять же на чужака.