Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот уже отчетливо виден остров, но он сильно зарос, и слуду — самого Разбойника — за ним тоже не разглядеть. Подойти ближе уже не остается времени. Нас ждут у машины и беспокоятся — связи же нет: деревня как в чаше, мы на ее донце. Высоченные берега Ёрги стиснули Тишино двумя крутыми дугами.
А путь дальше так же непрост. Всё те же камни и та же вода. В самой деревне трава по пояс. Да и ходить по заброшенным деревням надо с опаской — очень осторожно и не торопясь. Мало ли на что в высокой траве можно налететь. Но это еще совсем не беда, куда страшнее заброшенные колодцы. Это в родной деревне у ближайших домов ты помнишь, где они были, и будешь остерегаться. Но и то трудно — лес затягивает деревни, неузнаваемыми становятся места, знакомые с детства.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот он — недостижимый на этот раз остров посреди реки.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Русло ближе к деревне, сейчас пересохло. Мария Алексеевна напоминает мне чудесное слово из детства: «Там луда!» Точно! Как я забыла. Что это такое? Помните, показывала вам скользкие алевролиты, устилающие дно Ёрги в ее устье у мыса Бык. Вот они.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Это и есть луда. Так что вполне можете представить, как выглядит летом эта протока.
Правее заросшего густым кустарником и высокими травами острова основное русло Верхней Ёрги.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
За ним, на другом берегу — Разбойник, о который в высокую воду, выходя из поворота, попав в прижимное течение, могли разбиваться лодки.
...Где река Чусовая, а где Верхняя Ёрга? Да и размеры их несопоставимы. Но на обеих реках есть свои Разбойники. Много имен у каменных скал Чусовой, но есть и общее название — бойцы, потому как о них бьются. Боец Разбойник на Чусовой, слуда Разбойник на Ёрге.
Все-таки, наверно, так и появились названия у ерогодских Разбойников.
Но помните: пещера в ерогодском Разбойнике действительно была. Так что пещерные загадки ерогодских Разбойников так и остаются пока неразгаданными.
Вот вам вариант тишинской разбойничьей легенды от Екатерины Кукановой:
«...А богатство свое хранили они на острове, что стоит вверху Ёрги, где путь лежит на Устюг.
Остров был средь озера, а озеро не простое, а заколдованное, никто его переплыть не мог: смельчака, пустившегося вплавь али на лодке, водоворотом в пучину уносило. Гибли люди, гибли и лодки.
Одни разбойники знали дорогу на остров, где в кургане хоронили добро. Слово ли знали какое, или нечистую силу озера перехитрили, но только построили они мост из бревен под водой, да и с перечнями, тоже под водой. По этому мосту, держась за перечни, и ходили пешими по пояс в воде с берега на остров, с острова на берег.
На зиму уходили в свою страну, унося с острова добычу, и где-то за лесами и реками продавали ее заморским купцам.
Прослышали о богатствах кургана наши крестьяне и хотели пошарить там, но зимой там медведи берегли добро, и не подступись, а летом нигде моста не нашли.
Где мост найти, знал только своя разбойников — Илатовский из Починка Илатовского, что упрятался на Ёрге. Он знал „слово“, по которому из озера подымались два столбца у берега; ухватившись за них, и нащупаешь перечень, а тамотка и на остров перейдешь.
Илатовский, помирая, передавал это „слово“ своему старшему сыну, а этот опять своему старшому. Так и хранили они тайну моста. И жили они — Илатовские — крепко, исправно.
Разбойники погибли или померли, то нам неведомо, только не стали боле ходить по Ёрге.
А последний Илатовский помер в 1920 году, а его сын не доспел прийти вовремя. Он работал в Устюге техником и не узнал он тайного „слова“. Так оно и сгинуло. А курган и поныне стоит, да ходу к нему нету, топкими болотами окружен, и в них все гинут».
А мы возвращаемся. Пытаемся найти дорогу в нижнем, совершенно заросшем конце деревни.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Находим. Идем осторожно, чтобы не провалиться в старую колею, скрытую в густой траве.
Оглядываемся в последний раз на Тишино.
Не подглядывал ли за нами из-за этих еловых ветвей ревнивый хранитель разбойничьих тайн здешних мест? Кто знает...
«На переволоке на реке Верхней Ёрге есть клад, и зарыт он разбойниками под большой елью...»
К тишинским разбойникам (1)
К тишинским разбойникам (2)
К тишинским разбойникам (3)
К тишинским разбойникам (4)
К тишинским разбойникам (5)
К тишинским разбойникам (6)
К тишинским разбойникам (7)