Окладной венец памятника архитектуры — дома Наумова К. И. в г. Вологда, на Благовещенской , 20.
Рубка окладного венца традиционно несколько отличается от рубки стен. Нижние венцы должны быть более жестко связаны друг с другом во избежание возможных деформаций. Для этого, как правило, в угловых соединениях прибегают к различным приемам, обеспечивающим большую конструктивную жесткость.
При рубке стен в чашу («в обло») в современном строительстве часто используют в окладном «охряпки». Иногда в окладных чашах применяются потемки или полочки. В срубе дома Наумова К. И. на Благовещенской,20 применен нестандартный способ обеспечения жесткости окладного венца.
Как известно, при соединении бревен возникает разница в полбревна по высоте между продольными и поперечными стенами. Образуется щель между фундаментом и нижним бревном сруба. Фундамент дома имеет одинаковую ровную поверхность под всеми стенами, поэтому продольные бревна ложатся на фундамент, а поперечные как бы повисают. Для того чтобы закрыть возникающую щель плотники применяют так называемые «пробки» или «подкаты».
В нашем случае пробки сразу врубались в бревна продольных стен соединением «ласточкин хвост» или «сковородень». Такое соединение позволяет связать продольные бревна и задать необходимую жесткость конструкции. Бревно, устанавливающееся на пробку, припазовывается и образует дополнительный зуб в чаше за счет перехода с паза на круглое бревно.
Схема окладного венца
Врубка «пробки» в угловом соединении «в лапу» производится со смещением от центра так, чтобы «ласточкин хвост» совпал с «потемком» от верхнего бревна.
.. В перерубе без выпуска.
В чаше происходит переход от припазованного бревна второго венца на круглый выпуск, образуя при этом дополнительный зуб.
Фото того же углового соединения.
.. переруб с выпуском..
В некоторых перерубах применен «ласточкин хвост».
Глубина врезки «ласточкиного хвоста» всего 5-6см., что позволяет впереруб с двух сторон врубать «пробки не ослабляя соединение.
Некоторые «пробки» врублены с прямым шипом.
Длина стены 21 метр. Бревен таких не производят, поэтому необходимо сращивать. Для этого применен стандартный «голландский зуб». Нижнюю часть размечали по шаблону, а верхнюю причерчивали.
На примере сруба дома на Благовещенской можно заметить насколько продвинуты были строительные плотницкие технологии и приемы.
Сейчас в Вологде готовится очередной список деревянных домов под снос. Снося и уничтожая рядовую застройку, мы теряем не просто интересный в архитектурном плане дом, но стирается навсегда информация о строительных технологиях того времени, что рождает появление новых мифов о строительной культуре и приходит «КЫСЬ».
Сохранность нижних бревен очень плохая. Любопытно проследить долговечность и динамику разрушения древесины на примере этого дома. Предполагаемой датой строительства остается на сегодня
Важным фактором является материал из которого был он срублен — это ель. Как известно, она менее прочный, чем сосна, материал. До XIX века не встречается памятников архитектуры рубленных из ели. По-видимому, не от хорошей жизни стали использовать ее в качестве строительного материала. Ведь раньше даже амбары рубились из сосны.
Памятников модерна, рубленных из оцилиндрованной ели довольно много, но если сравнить их состояние с церквями рубленными из сосны более раннего периода, то сравнение будет не в их пользу, притом, что советское безвременье в равной степени оказало негативное влияние почти на все деревянные памятники.
Так вот состояние нижних бревен наружных стен хорошо видно на фото. Контакт бревна с камнем плюс попадание влаги через обшивку сделали свое дело. Из всего окладного только одна стена находящаяся в глубине крыльца сохранилась относительно хорошо.
Если бы не гниль в угловом соединении, возможно даже сохранить бы удалось при реставрации. Все нижние бревна были обернуты рубероидом. Края его загибались вверх и приколачивались гвоздями. Прием не совсем правильный поскольку образуется как бы водозборник, возможно отрицательно сказавшийся на сохранности сруба.
Реставрация сруба на базе в Кириллове.