Записки о выборах

[Блогово]



На прошлой неделе ко мне в руки попала пара интересных документов. Это две аналитических записки о выборах, составленные в областном правительстве: одна до единого дня голосования, другая после.



Не могу сказать, что прочитанное сильно удивило — примерно так я нашу «управляемую демократию» и представлял, о некоторых вещах знал точно, о некоторых — догадывался. Но всё же я решил привести наиболее интересные выдержки из обеих. Кстати, на эти же записки я ссылаюсь в статье, которая должна была появиться в сегодняшнем «Премьере», я специально дождался дня выхода газеты.



Выдержки не всегда цитируются в том порядке, в котором они следуют в записках, но орфография и пунктуация сохранены полностью. Подчас может показаться, что авторы противоречат самим себе — видимо, сказывается общая шизофреничность происходящего.



Записка № 1



Большинство выборов не носит ярко выраженной политической окраски, за исключением ряда муниципальных образований (г.Вологда, Бабаевский, Харовский, Шекснинский районы). Это подтверждают и опросы общественного мнения, согласно которым для большинства жителей области (более 50% опрошенных) не имеет значения, к какой партии принадлежит кандидат. На относительно спокойную политическую и социальную обстановку повлиял и летний, традиционно отпускной, период проведения избирательной кампании.



Вопрос подготовки к проведению выборов находится на постоянном контроле Губернатора области. В области создан и действует избирательный штаб под руководством первого заместителя Губернатора области А.И.Шерлыгина. Тема предстоящих выборов постоянно поднимается во время видеоконференций с главами муниципальных образований, которые проходят в еженедельном режиме в Правительстве области. Во всех муниципальных районах созданы избирательные штабы по выборам в органы местного самоуправления в сентябре 2013 года, подготовлены электоральные паспорта муниципальных образований, разработаны и реализуются планы избирательных кампаний. В местных бюджетах запланированы необходимые средства на проведение выборов. Основной акцент — на проведении честных легитимных выборов.



В регионе сформирована команда технологов под эгидой Департамента внутренней политики. Это позволит провести все муниципальные выборы без привлечения сторонних политтехнологических команд. Лишь на выборах главы города работает группа технологов под руководством Казанкова Г.М.





Социологические исследования, проведённые в декабре 2012 года, мае, июле и августе 2013 года (анкетирование и фокус-группы) показали, что:



* известность Евгения Шулепова — 96 %;

* количество положительно оценивающих его деятельность на посту градоначальника — 56%;

* готовы проголосовать за него около 40 % избирателей и более 50 % от активной части электората;

* доверяют + 37%, недоверяют — 25% (положительный баланс +12%);

* рейтинг ближайшего конкурента — около 7%.



По данным исследований, за Евгения Шулепова в большей степени голосуют люди из старших возрастных групп, жители не центра города, сторонники партии «Единая Россия», малообразованные и малообеспеченные категории граждан.



Согласно исследованиям, наиболее заботят вологжан следующие вопросы:



* Повышение цен ЖКХ — 62%

* Рост цен на товары — 61%

* Низкий уровень зарплаты — 49%

* Дороги — 26%

* Жилищная проблема — 23 %

* Безработица — 15%

* Коррупция в органах власти — 14%

* Пьянство — 13%

* Состояние ЖКХ — 12%

* Доступность детских садов — 10%



Основа стратегии кампании — представление выборов как перевыборов действующего главы.



Доминанта кампании — «За четыре года Вологда изменилась к лучшему. Чтобы продолжить позитивные изменения необходимо вновь выбрать главой города Евгения Шулепова».



Задача кампании — получение кандидатом достойного результата. В связи с тем, что кампания носит не совсем «технический» характер, ожидаемая явка на выборы составит не менее 30%. Следовательно, для получения более 50: голосов избирателей за Евгения Шулепова должны проголосовать не менее 36 тысяч человек.



ПРОБЛЕМЫ КАМПАНИИ



* Существенное сокращение бюджетных возможностей города именно в предвыборный год. В этой связи необходимо взвешенно и скрупулёзно подходить к расчётам по каждому проекту.



* Выпуск большого количества негативных материалов о кандидате в последние две недели кампании. В том числе, возможно, в федеральных СМИ



* Возможная активность федеральных надзорных органов в отношении администрации города Вологды В настоящее время данных об этом нет, однако не хотелось бы получить в последние две недели кампании неприятный «сюрприз».



Записка № 2



В текущем году была кардинально изменена схема работы по подготовке и проведению выборов. Если раньше регион опирался в основном на работу наемных технологических групп, и получалось порой, что «хвост виляет собакой», то в этом году управление кампанией взял на себя Департамент внутренней политики через сформированную собственную команду технологов, непосредственно координируя их деятельность на местах. В ходе состоявшихся выборов помимо собственно выборного процесса было реализовано обучение и отработка взаимодействия местных штабов и новой постоянной команды специалистов в сфере избирательных технологий. Основная цель, которую преследовали — выйти в высокой степени готовности на предстоящие федеральные выборы, выборы Губернатора и депутатов Законодательного собрания области в 2016-2018 гг.



Региональным
штабом предпринимался комплекс мер, направленных на снижение рисков протестного голосования, игнорирования выборов. С этой целью в еженедельном режиме осуществлялось политическое и медиапланирование, формировалась «повестка дня» как медиапространства региона, так и публичных мероприятий. Организовано взаимодействие и сотрудничество с большинством зарегистрированных в области политических партий (37).



Региональным штабом проведены полноформатные кампании кандидатов от «Единой России» (как по партийным спискам так и самовыдвиженцев): созданы агитационные сети, выпущена агитационная полиграфическая продукция, активно велись встречи с населением, было организовано юридическое сопровождение кампаний, реализованы проекты в социальных сетях. Таким образом, было достигнуто преимущество на всех возможных электоральных площадках.



В ходе подготовительного этапа в ряде районов удалось консолидировать общественность вокруг наиболее достойных кандидатур. Это создало благоприятный фон для кампании. В некоторых районах уже в ходе кампании наиболее одиозные личности, лица с неадекватным поведением, кандидаты, которых выдвигали финансово-промышленные группировки с целью приватизации имущества района и извлечения из него дальнейшей прибыли, были сняты по решению областного избирательного штаба на различных законных основаниях.



В городе Вологда достигнут консенсус политической и деловой элиты относительно кандидатуры на пост Главы города. Этой Евгений Шулепов, действующий глава города.



С января 2013 года велась активная работа по подготовке к выборам. Был сформировано штаб кампании, разработана стратегия избирательной кампании Евгения Шулепова. Ее доминанта: «За четыре года Вологда изменилась к лучшему. Для гарантированного продолжения позитивных перемен и улучшения качества жизни необходимо переизбрание Евгения Шулепова Главой города».



Основным оппонентов Шулепова являлся Александр Лукичев (стартовый рейтинг 7%), выдвинутый от «Гражданской Платформы». Решением регионального штаба он был оставлен в кампании, хотя были правовые основания для для его снятия. Это сделано для легитимизации полученного на выборах результата, повышения авторитета института выборов. В случае ожидаемого проигрыша в кампании Лукичев перестанет играть роль постоянного раздражителя политической обстановки в городе.



Довыборы в ЗСО отвлекали силы всей несистемной оппозиции от борьбы за мэрское кресло г.Вологды, ослабили влияние на действующего главу.



Выборы проходили в жёсткой конкурентной борьбе, так как данный округ традиционно голосует за представителей партии «Справедливая Россия». Кандидаты от оппозиционных партий в данном округе имели высокие шансы на победу.



Полученный результат свидетельствует о высокой партийной конкуренции на выборах в Законодательное собрание области в условиях развивающейся многопартийности.



На старте кампании основную угрозу на обоих выборах в г. Вологда представлял Евгений Доможиров, поддерживаемый Навальным и другими лидерами Болотной площади. Оперативные мероприятия, проведённые областным штабом, привели к отказу данном кандидату в регистрации по объективным причинам.



В ходе текущей кампании ряд кандидатов использовали подложные подписи для регистрации, в том числе Доможиров, в связи с чем правоохранительными органами рассматривается перспектива возбуждения и расследования уголовных дел.



Среди главных проблем данной выборной кампании в органы местного самоуправления — нежелание достойных местных лидеров общественного мнения участвовать в выборах. Как следствие — фактическое «назначение» в административном порядке кандидатов от партии «Единая Россия». Причин несколько, но главные — высокая ответственность главы поселения без достаточных ресурсов в условиях бюджетного кризиса в Вологодской области, и постоянное административное давление на этот уровень власти контролирующими органами.