Ох, не хотелось ворошить прошлое, но как многое в настоящем зависит от того, что было наделано в прошлом. Очень больно смотреть на страшные кадры автокатастрофы на мосту через Стрельну. И на этом мосту, наверно, далеко не первой. Да и на его предшественнике. Дороге от моста сразу же приходится охватывать громадную стреленскую слуду, отвесный береговой обрыв, которые на Стрельне чем ближе к устью, тем больше. Из-за этого и крутой поворот, и ограниченная видимость, и почти из поворота спуск прямо на мост. В этом месте вариантов немного: или надо было оставить по-старому — очень крутой и не менее аварийный спуск по прямой, или нынешние загогулины. А при незавершенном ремонте моста, при ограничении движения по нему... — что хорошего ждать.
Со старого моста машины тоже летали. На крутом спуске переворачивались грузовики, гибли люди. Сколько таких историй я слышала с детства. Далеко ходить не надо было. Соседка хромала... Говорили: девчонкой совсем была, в колхоз на уборку урожая отправили, машина рухнула с моста в Стрельну, многие погибли, ей еще очень повезло...
Но никому ни тогда, ни сейчас не приходит в голову, что корни этой беды в XIX веке. Да, нынешняя трасса на этом участке практически совпадает со старой. Но насколько стара та и был ли переезд через Стрельну именно в этом месте?
Нет, изначально не был. С детства знаю о существовании СТАРОЙ БОЛЬШОЙ ДОРОГИ, поэтому и говорю уверенно.
А вот она и на карте.
На красную линию не обращайте внимания — это Митькина дорога (от Кичуги к церкви). Розовой линией я отметила направление современной трассы, а зеленым цветом — старую большую дорогу. Смотрите, как она отклоняется. Переезд через Стрельну у деревни Ваколово (или как на карте Вакулово). Здесь затяжной, но далеко не такой крутой спуск, как у Студеного. На другом берегу — Алферовское и плавный подъем вверх. Впереди еще лог Павловского ручья (за Стреленской Богоявленской церковью), через который когда-то был мост. Дальше путь через речку Сивеж (левый приток Стрельны) с переездом по плотине — у мельницы в Страдном. И всё, стреленские угоры позади!
Когда эта дорога была основной? Попыталась разобраться. Вот что получается. На «Новой специальной карте Европейской России» Стрельбицкого в
И действительно в «Списке населенных мест Вологодской губернии, составленном в 1881 г. в алфавитном порядке, по уездам и волостям, с показанием расстояния от уездного города и местного волостного правления» (Вологда,1881 г.) Алферовское уже не указано как почтовая станция.
А вот в «Списке населенных мест по сведениям 1859 года», изданном Центральным статистическим комитетом МВД (Санкт-Петербург, 1866 год) на данном участке как раз две почтовые станции: Алферовское и Страдное.
Земская станция Страдное, правда, перекочует в список 1881 года как Страдное (она же Анисимовская), но знающий историю этих мест поймет, что имеется в виду: Страдное — это волостной центр, от которого ушла дорога, а деревня Анисимово — наиболее крупная на ее новом маршруте. До
А чтобы еще раз убедиться, что я права, и в 1859 году старая большая дорога проходила вот по той зеленой линии, смотрю в «Списке населенных мест по сведения 1859 года» перечень деревень по правую сторону Тотемского тракта и по его левую сторону. Итак, «НА Тотемском почтовом тракте» — почтовые станции Алферовское и Страдное.
«По правую сторону этого тракта»: деревни Вакулово (Ваколово), Погорелка, Павловское, Стреленский Богоявленский погост, Пожарище, Анисимово, Анохинская (Онохонское), Новоселье, Студеная (Студеное), Норовица (Наровица).
«По левую сторону этого тракта»: Андреевское, Верховино и все воломские деревни (не буду перечислять).
Всё точно! А сейчас — и как минимум с 1870 года — все эти деревни на одной стороне от дороги, тракт прошел ближе к Сухоне, с мостом через Стрельну у Студеного.
Скажете, ведь была, значит, какая-то причина, по которой дорогу на этом участке проложили по-новому. К сожалению, была. Людская память сохранила эту историю. В стреленских деревнях всегда рассказывали, как некий анисимовский богатей добивался того, чтобы большая дорога прошла ближе к Анисимову, привлекал, как бы сейчас сказали, весь доступный ему ресурс. Не брезговал и крайними мерами: неоднократно поджигался мост через Павловский ручей, а ручей хоть и узок, но глубок — без моста не переедешь. Подпалить же несложно — никто не увидит: деревень в завиданьи нет, близко только погост, а оттуда не подглядывают. Вот это и решило судьбу дороги. И не только ее. Полтора века прошло, а люди платят и платят за чужие грехи по тем старым счетам...