Город одурел от политики, да что там город, страна одурела. Человек, который придумал единый день голосования просто не понял, что натворил. Конечно, многие типографии заработают на предвыборной агитации и это послужит оживлению в отрасли, переживающей глубокий кризис, но это все временно.
Верховный суд завален жалобами кандидатов и не успевает в срок принимать решения, от которых зависят выборы на местах. Москва с Навальным-отдельный разговор.
Но мы давайте не об этом, давайте вернемся в 1889 г. и продолжим путешествовать по Кадниковскому уезду Вологодской губернии вместе с Василием Кандинским.
Итак, мы оставили нашего героя, направляющимся на север уезда в местность Троичину. Это западная часть современного Вожегодского района. Сейчас из Усть-Кубинского района в Вожегодский дороги нет, а в 1889 г была.
Итак:
Июнь, 5.
«До 3 ч. сидел в В[олостном] Пр[авлении], а в 4½ двинулся в Тройчину. Ехал всю ночь, 18 часов. И, слова Фишера (доктора из Кадникова) оправдались, — спал отлично. Остановился на станции и пошел в правление, где расспросил сторожа, принявшего меня за нового непрем[енного] члена (правления). Дорога опять почти вся стала хорошая. Ночь была совсем светлая. Ст[анция] — какой-то оазис среди „Европы“! Все дико и бесконечно бедно. Везде бедно, бедно. Только и жалоб, только и слов.
По дороге иногда попадаются часовни чисто монгольского типа. Откуда — это?»
Сейчас нет и следов от этой станции, деревянные часовни, так поразившие Кандинского, еще кое где догнивают вдоль дорог, а бедность, она так и осталась в этом удаленном от цивилизации краю.
Июнь, 6.
«Нашел кое-что интересное и в решениях и в расспросах. Писаря и служащих не было. Нужно спешить. Вечное положение! Хочется написать письмо и нельзя.
Поел. Теперь 4½ часа. Бегу в Правление. Теперь я верст за 700 от Москвы. В первый раз в жизни испытал на себе, что кусок горячего мяса — роскошь. Даже неповаренного [некипяченого- А.Б.] молока вчера выдул целую кринку. Иду, иду! В 7 ч. кончил. Узнавать больше нечего, да и не у кого. Ехать бы, да нельзя: на ночь глядя приедешь. — Хозяин станции спросил меня: „Как Вас понимать?“ т.е. кто я? Вообще говорят здесь странно, как будто с малор[оссийским] акцентом и почти все не произносят „г“. — Написал Ане. Читал Калевалу. Преклонялся».
Давайте, внимательно расшифруем эти записи. «кое-что интересное в решениях»- это практика волостных судов, которую изучал Кандинский, как студент юридического факультета. Он напряженно работает до 7 вечера и раздражен, когда его кто-то торопит: «иду, иду». Но служащих и писаря в присутствии нет и наш автор замечает: «узнавать больше нечего, да и не у кого».
Вот интересная заметка, малороссийское произношение местных. На этот факт стоит обратить внимание филологам.
Лично мне понравилась фраза: «Как вас понимать?», т.е. просьба представиться. Теперь буду использовать))).
Вечером Кандинский читает «Калевалу», карело-финский эпос, пытается вникнуть в мифический мир финно-угорских народов, ведь скоро ему отправляться туда, в зырянский край.