Закончилась экспедиция Русь-21.
Логичным ее продолжением была бы организация экспедиторами арт-эко-поселения, настолько все сдружились, обновились и вдохновились жизнью на природе. Шутки шутками, но другого пути для обновления деревни, как появления в ней творческих людей, которым интересно жить, я не вижу. Местные жители, конечно, добрые, милые, простые, искренние люди. Если не пьют, то и живут нормально, но отсутствие творческого подхода бросается в глаза.
Был на Дне Деревни — по сути, бледная калька телевизионных праздников: вот сцена, вот ведущий, торжественные речи, награды особо отметившимся жителям (долгожителям, семейным и т. д.), песни местного хора под синтезатор, вечером — дискотека, обошлось без мордобоя, хотя у местной молодежи чесались руки напасть на наш лагерь)))
Т.е. получается, что а) нет своей собственной, самобытной культуры; б) на ее месте — имитация массовой культуры.
Как контраст, можно было ощутить живую народную культуру, когда к нам в лагерь приезжал нюксенский Центр Традиционной Народной Культуры, показывал потешные сценки, хороводил и устраивал игры. Реально прет))) в этих действах куча смыслов: социальных, психологических, нейрофизиологических, умных слов можно наговорить много, но суть, думаю, в том, что обряды способствовали единству человека с семьей, общиной, природой.
Сейчас они разрушены, и даже все, что умело и без «клюквы» воспроизводится — просто ролевая игра, пусть и очень искренняя.
Глубинка культурно и духовно вымирает. И не помогут ей ни подвиги одиночек, восстанавливающих разрушенные церкви (при всем уважении к такой благородной самоотверженности), ни «возрождение» традиций и собирание фольклора. Судя по разбросанному мусору на окраинах деревень (один из многих возможных примеров), человек в деревне потерял живую связь с Природой, кажущиеся всплески некой пассионарности — скорее просто культурная инерция.
Конечно, традицию сохранять надо, и то, что делает тот же самый нюксенский ЦТНК — дело архиважное. Надо собирать, анализировать, воплощать, проживать. Но суть не в ритуалах и обрядах, суть в самом духе, в творческом, созидательном, любящем отношении к жизни, природе, миру, который изменяется на глазах, и который не засунешь в рамки «идеального прошлого».
Если в этих краях появятся соответствующие (да что уж скрывать, ненормальные) люди, тогда на основе традиционной культуры сможет возникнуть новая, с северным колоритом и самобытностью, способная противостоять конвейеру культуры массовой. Ведь когда-то и кружева, и картуши, и гармошки, и прочее были чем-то новым.
Вышесказанное звучит утопично, но уже сейчас среди моих знакомых есть те, кто переехал жить в деревню, много тех кто подумывает об этом, да и я сам тоже непрочь туда со временем перебраться) Так что, могу точно сказать, что тенденция переезда думающих и делающих людей в деревню существует.
Превратится ли ручеек в реку?
(фото Сергея Кичигина)