На грядущих выходных в одном из поселений Усть-Кубинского района, а именно Никольском состоится праздник, посвященный
Этот Межаков не то чтобы был активным патриотом, членом Второго Ополчения князя Пожарского и купца Минина, просто политический попутчик, любитель поохотиться «за зипунами», так казаки называли свою военную добычу. В Кремле у засевших поляков богатств было немало.
Потом, дабы утихомирить казацкую разбойную вольницу, молодой царь Михаил Романов пожаловал им во владения земли на северной окраине. в Вологодском уезде. Так и появились здесь новоявленные помещики. Некоторые незадолго до этого ходили сюда же грабить население со своими ватагами, и вот теперь разграбленные земли им же и отдали во владение, такая вот царская милость.
Большинство казацких помещиков вскоре утратило свои земли, но в истории осталось несколько родов, которые удержали владения и превратились из вольных казаков в верных слуг русского царя. Наиболее известны среди них Межаковы и Брянчениновы. Первые- потомки того самого Филата Межакова, деятеля эпохи Смутного времени.
Все последующие триста с лишним лет истории, вплоть до революции 1917 г. в Никольском были связаны с Межаковыми. Действительно, это был по вологодским меркам выдающийся дворянский провинциальный род, давший стране не только воинов, но и ученых, писателей, деятелей культуры.
Усадьба Никольское и парк при ней, в XIX в. стали знамениты и посетить эти места стремились все, кого судьба занесла в глухомань Кадниковского уезда. Среди них был и будущий великий художник Василий Кандинский, который, будучи студентов в 1889 г. изучал быт местного населения. Об этом мы писали в ряде публикаций.
Был ли Кандинский в Никольском, после посещения им села Заднего и задушевной беседы с писатлем-краеведом А.Е. Мерцаловым? Обратимся к записной книжке автора: «В Никольском Межаков будет через неделю», — пишет художник, а раз так, то без хозяина и ехать туда не стоит.
После посещения села Заднего Кандинский отправился строго на север в местность, называвшуюся «Троичина» ( территория современного Вожегодского района). В дневничке об этом появились следующие строчки: «От Мерцалова в Троицко-Енальскую. Оттуда в Вотчу [зачеркнуто: Никольское]».
Об этом участке его пути мы расскажем в следующий раз, а пока, вернемся к Межакову. Публикаторы записной книжки Кандинского дают о нем следующие сведения:"Межаков Александр Александрович
После революции последний хозяин имения Межаков-Каютов инкогнито, как ему думалось, приезжал на родину в середине
В начале
Но не только Межаковыми вошло в историю России село Никольское. В
Вот такое оно — село Никольское. Праздник начнется в 10 утра 10 августа на центральной улице. В числе приглашенных две «барыни», потомки рода Межаковых и Брянчениновых, породнившихся в XIX в. Представительница рода Брянчениновых Татьяна Александровна Ватсон, между прочим, австралийская гражданка, проживающая часть времени не на родине кенгуру, а здесь, на родине своих предков в селе Покровском под Вологдой. Впрочем, о ней достаточно много писали в прессе. В Никольском она просто почетный гость.
А накануне праздника в районной библиотеке в с. Устье состоятся чтения, где, в частности, я, расскажу о некоторых неизвестных фактах из истории района в связи с путешествием сюда великого художника Василия Кандинского.