Первая аптека.
Формально открытая в Вологде в 1675 году аптека была третьей по счету в России, но —
аптека, открытая в Москве в 1581 году, была — ЦАРСКОЙ. По сути — это была домашняя аптечка Ивана Грозного. Только царя и его семью обслуживала она; хоть при этой домашней аптечке и был аптекарь, основной его обязанностью было пробовать лекарства — Надкушивать — как говорилось тогда. Ну, чтобы государя не отравили лиходеи.
Открытая в Москве же в 1672 году Новая аптека предназначалась для снабжения войск, то есть, по сути, была армейским аптечным складом.
А вот открытая спустя три года в Вологде аптека и была именно аптекой — заведением, где всем страждущим продавались лекарства и лекарственные средства, зачастую изготавливающиеся тут же.
Мысленно войдем в нее, в первую российскую аптеку, которая была в Вологде 338 лет назад.
На дубовых полках стоят сотни банок, бочонков и кадочек, глиняные горшки и бутылки темного стекла.
За прилавком аптекарский подмастерье растирает в ступке чудесный порошок китайских чайных листьев — для лечения ожогов, наружных и внутренних язв, для прекращения рвоты.
А вот сам аптекарь, ученый фармацевт, катает в порошке корицы готовые пилюли, чтобы не слипались между собой.
Здесь же маленькие стеклянные пузырьки с маслом семян чая. Кофейные зерна из далекой Аравии, перец, лавровый лист, корица, имбирь, гвоздика, полынь... Отвары, мази, электуарии, ароматные масла, целебные травы и коренья...
И все это знает ученый фармацевт, потому что он шесть лет был учеником аптекаря, изучал медицинскую ботанику, фармакологию, анатомию, фармацию, прежде чем сдал экзамен на звание гезеля (помощник провизора). Потом — практика в «полевой аптеке» — на аптекарских огородах (их только в Москве было четыре), в лесу и полях, в Аптекарском приказе. И только сдав экзамен на звание провизора, он получил право на самостоятельную фармацевтическую деятельность.
За перегородкой у таганка с жарким огнем колдует дистиллятор — предивные чудеса творит он, с помощью колб, реторт и змеевика из арсенала алхимика он делает из вина «аква виту» — живую воду, как тогда называли спирт.
Здесь же и множество «водок» — так тогда называли крепкий спиртовой лекарственный настой: " ...вели, государь, мне дать моей головной болезни из своей государевой оптеки водок... свороборинской, финиколевой«.
Есть здесь лечебные вина — настоянный на цветках шиповника херес, (при изжоге и отрыжке), а также настоянные на вине плоды лавра, что применяется при змеиных укусах. «Мозг петуха пить с вином — от многих болезней излечивает».
Опийная настойка — от бессонницы, и, тоже из опия — желудочные капли. А вот в углу отстаивается огромный жбан с кларетом — аперитив для возбуждения аппетита, приготовленный на яблочном спиртованном соке и настое аниса, полыни, кориандра, имбирного корня и мускатного цвета; до него особенно охочи иноземные купцы, коих в Вологде в то время было множество.
Ну, и сушеные лягушачьи лапки, гадючьи языки, пепел носорожьей щетины и мелко истолченные тараканы — никуда от этого не денешься. Пуповина, связывающая фармакопею с алхимией, еще не перерезана...
Первый в России городской ломбард — 15 октября 1888 года в Вологде открыт первый в России городской ломбард.
Возможность заложить что-то ценное и получить под процент какую-то денежку была у вологжан и раньше, но...
Ростовщики брали непосильные проценты — до
Городской ломбард Вологды, хоть и брал какой-то процент по ссуде, по сути, был учреждением благотворительным, и создавался не для получения прибыли, а для помощи вологжанам.
«Недостаточные классы городского населения подчас терпят очень сильное стеснение и нужду в материальных средствах. Это стеснение и нужда еще более увеличиваются при каких-либо семейных потерях, случаях смерти и болезни работников в семействе, особенно сильно сказываются во время общих христианских или семейных праздников, когда, по обычаю, будничная серенькая жизнь должна принять более или менее праздничную обстановку». — Так сказала тогдашний городской голова, купец
Денег катастрофически не хватало, и тогда с разрешения городской думы ломбард позаимствовал 10 тыс. руб. из капитала, пожертвованного купцом Колесниковым на бесплатную столовую для бедных. Это было разумно, и полезно как для малоимущих клиентов ломбарда, так и для неимущих посетителей бесплатной столовой — капитал не лежал мертвым грузом, а работал, на проценты же от пользования капиталом и содержалась столовая. (Бесплатный обед обходился в 6 копеек, включал хлеб, щи и кашу такими порциями, что многие уносили остатки на ужин).
Уже в первый год работы ломбарда было выдано ссуд на 40 тыс. рублей, притом, что брали по
Каждый день в ломбард обращалось около 300 человек, весной же и осенью до 500 посетителей. Много посетителей было перед Рождеством, Масленицей, Пасхой. Весною густо шли крестьяне — купить семян на посев, заплатить подати, срочно справить приданое дочери, осенью, после уборки урожая — выкупить заложенные вещи.
Первоначально ломбард располагался в здании городского магистрата (Советский пр. 2), а позднее для него выдели рядом стоящее здание (Советский пр. 2 —А).
За 15 лет городской ломбард выдал более 320 тыс. ссуд. Ровно 100 лет назад, в 1913 году, его капитал составлял 200 тыс. рублей.
Помимо того, что вологодский ломбард буквально спасал попавших в беду вологжан и крестьян из прилегающих сел, он оказывал благотворное влияние на всю Россию.
По примеру Вологды общественные ломбарды с низким ссудным процентом стали открывать в других городах, и в результате ставки в частных ломбардах и у ростовщиков упали почти в три раза, до 20 % годовых. Не случайно
Не случайно именно в Вологде был открыт Первый в России городской банк (он же общественный, частный, заемный).
Обилие названий и эпитетов повлекло за собой забавный курьез — в справочнике «Деловой мир России» (М. Барышников), этот банк указывается трижды, в разных разделах.
В соответствии с «Жалованной грамотой городам» (1785 г.) разрешалось в пределах своих казенных сумм открывать городские общественные банки для выдачи ссуд жителям своих территорий на разные торговые дела, а также в случае какой-либо нужды.
Банк — это, прежде всего деньги, капитал. Капитал городского банка собирали в течение нескольких лет, для чего вологжане были обложены особым налогом — купцы платили по 50 копеек с каждой тысячи объявленного капитала, мещане (домовладельцы, мелкие торговцы, ремесленники, чиновники) по 10 копеек с души в год.
Так, по копеечке, было собрано 4 тысячи рублей, и 15 июня 1789 года Вологодский городской общественный банк был открыт, и стал выдавать вологжанам ссуды «за дозволенные законом проценты» под залог ценных бумаг, а также под дома, лавки, фабрики и заводы. Ссуды выдавались купцам
Принимались вклады от населения на текущий счет (вечные, срочные, бессрочные)
Результат — в Вологде конца
Особое значение имели свечносальные и салотопенные заводы — по производству сальных (жировых) свечей Вологда опять же была впереди России всей.
«Как второй, так и третьей гильдии купцы, — каждый год отвозят в Москву и Петербург знатное число литых и маканых сальных свеч, а оттуда привозят немецкие и московские всякие мелочные товары; из других городов, куда они отправляют свечи, никаких товаров не получают, а продают за наличные деньги». писал П. И. Челищев, посетивший Вологду в 1791 году.
Сальные свечи были значительно дешевле и надежней восковых — сальная свеча исправно горела после того, как пролежала полвека в морской воде.
Так и шло — на заемные деньги развивалось производство, дававшее рабочие места городу, производство и торговля давали прибыль, из которой выплачивались проценты банку.
90 % прибыли городского банка шло на городские нужды — «по устройству и хозяйству города, на благотворительные цели и воспитание», и только 10 процентов присоединялись к основному капиталу.
В начале XX века значение Городского банка уменьшается — в Вологде создаются отделения столичных банков: Государственного, Русского для внешней торговли, Международного, но Вологодский городской банк свою функцию выполнил, дав толчок развитию города.
И, главное — Вологодский городской общественный банк оказал большое влияние на организацию аналогичных банков в Вологодской губернии: Грязовце, Великом Устюге, Усть-Сысольске, а также на деятельность соответствующих банков в России.
Правительство ставило Вологодский банк в пример всем городам империи «с целью побудить городское общество к устройству у себя подобных банков, не дожидаясь, пока явятся частные благотворители».
К 1917 году основной капитал банка составлял более 280 тыс. рублей, с годовым оборотом более 7 миллионов.
В июле 1918 г. комиссия по ликвидации банка уведомила правление банка, что он перешел в ведение Исполнительного комитета уездного и городского Совета рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов и что «ключ от кладовой, находившийся у члена комиссии И. Бирзина передан комиссару финансов уездного Совета тов. Жарикову».
Осенью 1919 года банк прекратил существование. Вопрос — где теперь наши денежки, 280 тысяч полновесных золотых рублей?